Мотоцикл, мотоцикл
Всю дорогу обосикал.
Самосвал, самосвал всю дорогу...
И так далее. Но удивительно! Если вне спектакля, вне его потрясающей, самобытной атмосферы повторить шуточки бабушек из народного ансамбля инвалидов «Наитие», они звучат не животик надорви, а даже пошловато. Но там, в устах бабулек, в раздолбанном репетиционном зале провинциального ДК, где кругом трубы, сетки, электрощитки...
Сидишь в зале — пол трясется! Так стучат каблучками бодренькие старушки — участницы самодеятельного ансамбля. Весь спектакль актеры в костюмах — расписных, расшитых километрами лент и тесемок, с прикольными кокошниками, а на одной даже шапка с алыми рогами — элемент русского народного костюма, рогатая кичка. Костюмы Ольги Резниченко в первую очередь поддерживают образы старушек в возрасте от 70 до 90 лет — ведь играют-то их молодые актрисы, вдвое и втрое моложе своих персонажей! Одна недоработка — и все, это перевоплощение осталось на уровне детского утренника. Но случилась тайна сценического искусства, чудо театра.
В общем, мы на
Бабули как на подбор. Каждая — яркая индивидуальность. Староста группы Тамара Ивановна (Анастасия Тюкова) — критичная, сухая и всех поучает, хотя самая молодая — 70 лет! Актриса нашла свою мимику и интонацию для роли — чуть выдвинутая челюсть, забавно вытянутая и удивленная физиономия (что дает морщины) — вот тебе и бабка!
Очкастая дылда Нина Андреевна (Ольга Надуваева, в другом составе — Татьяна Михайлюк) водит машину, носит огромные очки («у нее один глаз плюс 10, второй минус 20!»). Пухлая, краснощекая, как матрешка, истеричная Ираида Семеновна (Татьяна Калакина) — «этой только бы пожрать!». Отдельная песня — Сара Абрамовна (Елена Астафьева) — достала всех чтением из Цветаевой, Ахматовой и разговорами о «Чтожтаковиче» (Шостаковиче), вся такая вздыхающая, поэтичная — но если разозлить, так припечатает!
Наконец, звезда —
Артишоки, артишоки
и миндаль, и миндаль
Не растут на...
На чем не растут, узнаем на спектакле. Узнаем перипетии, а они — в духе времени: ребрендинг ансамбля «Наитие». А значит, закрытие ансамбля, которое может случиться при появлении новой, «молодой» (65 лет!) солистки. Эту Розу Николаевну Глухих великолепно сыграла Маргарита Белкина. Тут снова чудо. Пока она молчит, ее красные сапоги, обтягивающая юбка, колготки в авоську и высокая прическа ассоциируются с молодой проституткой. Но стоит ей открыть рот и заорать: «Ти-и-и-иха!», как
Тереза Дурова, открывшаяся вдруг как серьезный взрослый режиссер, сделала потрясающий открытый финал, и каждый выбирает для себя, о чем спектакль. Об этих особых существах — стариках, которые и вправду как дети: и злятся не со зла, и любят всей душой, и глупости делают, а все же чисты и искренни, ну чисто ангелы. Или неожиданный угол зрения: отвратительная сторона старости, когда старики не дают жизни молодым, давят, гундят и все портят? Или о том, как уживается не уживается старая и новая жизнь. Наконец, комедия это или драма? Поплакать придется: одна из старушек соберется отдавать концы. Но... Еще не вечер. А уж смех! Здесь все ясно. И задуматься придется тоже. «Я прожила так много и так глупо...»
На премьеру приехал автор — Николай Коляда. Бабки ему понравились и на следующий год приглашены на фестиваль «Коляда-плей».