Мы как практически не видели на наших улицах инвалидов, так и продолжаем оставаться в неведении о том, как меняется их жизнь. А она меняется — это показал фестиваль «Надежда».
Билеты можно было получить прямо у входа. Очень ново для мероприятий Департамента образования. А там, в Лужниках, всё было как на хорошем добром празднике, который сделан понятно для кого и, главное, понятно зачем. Нашлось огромное число волонтеров, пожелавших поработать на фестивале.
...Путешествие гостя фестиваля начинается со специальной площадки, где его ждут дети-скоморохи: они играют, поют и зазывают на площадь Радости. А там, на Радости, гуляет веселый уличный оркестр, артисты «Антикварного театра» разыгрывают цирковое представление, и можно поиграть в настольные игры со всего света. Там настоящий Картонный город с настоящим Картонным Академическим театром во главе с Министром картонной культуры. И там можно научиться делать разные картонные чудеса. И покататься на настоящей лошади: кто заберется сам, а кому помогут оседлать коня заботливые руки организаторов. А вокруг на газоне пасутся козочки, стоит русская печь, которую можно разобрать и собрать, на стенах можно рисовать что хочешь, не боясь криков. А хочешь — тебя научат рисовать настоящее графити. Для любознательных — огромный «Нанотрак». Выходя из него, каждый уж точно знал что такое наноматериалы.
Тут же — целый спортивный город. И там для тех, кому сложно даже зайти на обычную спортплощадку, сделано все, чтобы запросто играть в пинг-понг, волейбол, бадминтон и даже в гольф.
А впереди был еще и гала-концерт. Жаль, что многие гости, не зная о предшествующих радостях на Радости, приехали сразу к началу основного представления.
А что происходило в зале... Мы привыкли, что дети с различными отклонениями от нормы вызывают почти невыносимое сочувствие и сострадание. Но этих ощущений концерт не вызывал и в помине. Так деликатно все было придумано, что физические недостатки были практически невидны. И никто не заметил, с каким трудом выходила, стояла на сцене и пела Оксана Трухан. С ней четыре дня подряд репетировала молодая певица Женя Иванова и незаметно поддерживала Оксану на сцене, когда они пели вместе. За эти дни они так
Артем Тевосян с трудом дошел до центра сцены и запел «Песня остается с человеком». И ясно — это он про себя поет. Про обычного человека, который лишь живет немного иначе, чем мы. С ним пели и танцевали педагоги из детских садов — таких, в которых благодаря им вырастают такие дети, как Артем, с чувством собственного достоинства.
И тут на сцену выкатывается в коляске Саша Кузин, начинает петь про автомобили, «которые все заполонили». А дальше происходит совершенно невероятное. Одновременно на нижнюю часть сцены и прямо в партер перед зрителями с разных сторон мамы выкатывают инвалидные коляски со своими детьми. Человек
Ведущий Алексей Кортнев говорил о деликатном. Об умении жить с «на себя не похожими». Простая история о том, как он попал в неведомую ему страну, где по-своему живут талантливые маленькие люди. Он сидит в окружении ребят, и они вместе рассказывают «Сказку о кругленьких и длинненьких человечках» Романа Сефа про то, что нелепо ссорятся по пустякам кто-то кругленький с кем-то длинненьким.. А помогает им в этой истории выдающийся музыкант мирового класса Аркадий Шилклопер! Он специально прилетел из Германии. О проблемах детей «Надежды» Шилклопер знает не понаслышке.
Девочки-танцоры из интерната для слабослышаших детей представить себе не могли, что им будет «аккомпанировать» своей песней Полина Гагарина! А почти ничего не видящие дети удивительно танцевали ирландские танцы... Просчитав предварительно все ступеньки на сцене.
Проникнув за кулисами, можно увидеть Ванечку Сергеева. Он пижонски «рассекает» на своей электрической коляске. Нервничает: ему работать с прфессиональными артистами. Они по-чаплински степовали ботинками на столе, а Ванечка солировал с песней из мюзикла «12 стульев». И пока он не выехал из-за стола, никто и не догадывался, какой он колясочный «гонщик».
В конце вышел на сцену Сергей Собянин. Не тогда, когда смог приехать, не как подарок, а в финале. Пафоса удалось избежать полностью. Такт и внимание, с каким организаторы отнеслись к выступающим, чтобы просчитать все до мелочей, поразил. Московскому Департаменту образования — пятерка.
Закончился вечер тихо, по-домашнему, без всяких салютов, которые пафосно напоминают о значимости происходящего. Это необычно, как сам праздник необычных людей, — тонко, нежно и трогательно. В тех пастельных тонах, которые и нужны для такого праздника.