Самой массовой и креативной акцией в программе музейной ночи стало арт-шествие художников по бульварам Москвы. «Кочевой музей современного искусства» стартовал от мастерских художников, что недалеко от Чистых прудов (в Бобровом переулке, 2). Полиция пристально следила за акцией — еще до ее начала подполковник полиции Александр Махонин сделал внушение куратору шествия Юрию Самодурову. «Вы не получили разрешения ЦАО, потому что не уложились в сроки подачи заявки», — сказал он. Однако, на счастье художников, глава Департамента культуры Сергей Капков подтвердил легальность мероприятия.
В 18.00 с криками «вперед!» шествие двигается к Сретенскому бульвару. Не успев преодолеть и сотни метров, процессию художников с большими тележками на колесиках, на которых установлены скульптуры, останавливает другой сотрудник полиции — требует у художников паспорта, а затем объясняет, что они должны идти исключительно по пешеходным участкам дорог, чтобы не мешать движению транспорта. В общем, за акцией следят несколько полицейских (во дворах вдоль маршрута «Кочевого музея» «МК» насчитал 7 полицейских машин)... И все-таки не мешать автодвижению сложно: с первых минут старта акции к шествию присоединяется около 500 человек. Под бибиканье машин (не гневное, а скорее приветственное) они следуют к Петровскому бульвару, по дороге раздавая ...грабли! В общем, арт-шествие оказалось самым веселым, легким и запоминающимся действом музейной ночи. Картину не смогли испортить даже некий художники-провокаторы. Один из них, некий Артем К., неожиданно появился на Сретенском бульваре с большим портретом человека в розовой майке, спортивных штанах и золотыми перстнями на пальцах (эдакий бандит из
Что, собственно, везли на тележках художники? Художник Василий Кармазин выложил на тележке «Перчатки власти»: царской России приписал знатную рукавицу с вышивкой, СССР — разноплановые варежки и строительные перчатки, ельцинской России — брутальные кожаные перчатки без пальцев, а нашему времени — синие спортивные рукавицы. Другая участница арт-шествия, Виктория Ломазко, установила на своей тележке инсталляцию «Летопись временных лет», на которой развесила забавные рисунки про оппозиционные «народные гуляния» и полицейских. А художник Сергей Катран запер в клетке красные шарики, символизирующие свободу. Кроме прополитических арт-объектов были и вполне нейтральные. Например, скульптура в виде человека, внутри которого находились деревянные книги, — это совместная работа художников Марины Рагозиной, Андрея Митенева и Игоря Иогансона. Она, правда, далеко от мастерской не уехала. Скульптору Елене Мунц, известному автору памятника Осипу Мандельштаму на улице Забелина, пришлось переформировать своей объект во время арт-шествия — руки ее скульптуры отсоединили и везти отдельно. Получилось, кстати, даже более концептуально, чем предполагалось изначально. Участниками «Кочевого музея» также стали учащиеся «Школы 109 Евгения Ямбурга». Они несколько месяцев готовились к акции и в итоге соорудили белый танк с надписью «Миру — мир» и объект «Интерактивная любовь», посвященный отношениям в социальных сетях.
Словом, художники постарались. Не то что другие участники музейной ночи. В Московском музее современного искусства на Петровке (ММСИ) специально к акции приготовили несколько перформансов. На зеленой (настоящей!) траве, «выросшей» в музее благодаря художнице Екатерине Емельяновой и ее выставке «Плоть/Лифт», танцует девушка в черном. Своим танцем она «пробуждает Вселенную и населяет ее планетами и созвездиями», поясняет брошюра ММСИ. В соседнем же зале происходит нечто непонятное — художница Ася Мухина пишет что-то левой рукой на лэптопе (моментально изображение ее каракулей появляется на большом экране). Параллельно Олег Макаров нажимает на звуковой лэптоп, который издает странные, неестественные звуки. Ни один зритель не смог досидеть сей перформанс до конца. Зато в залах музея посетителям было интересно: народ с удовольствием лежал на кровати и переключал каналы на установленном перед ней телевизоре — это инсталляция Софии Чхиквадзе; бродил среди гигантских конструкций из картона, созданных Дмитрием Телелкиным; рассматривал в полутемном зале прозрачные фигуры из серии «Семья» художника Филиппа Донцова...
Уже к восьми часам вокруг музеев начали собираться серьезные очереди. Особо длинные скопились около Пушкинского музея и булгаковской «нехорошей квартиры». Зато в популярный арт-центр «Винзавод» пришло не так много людей — здесь не было очередей. Да и развлечений оказалось не так много: в рамках «Ночи вернисажей» здесь можно было написать на стене о том, что бы вы хотели сделать, прежде чем как умрете, а еще понаблюдать за художниками, расписывающими витиеватыми рисунками квартирный столб во дворе арт-центра. На самые любопытные мероприятия «Ночи вернисажей» — премьеру фильма «Поэт Гражданин» и спектакль «Восстание машин» — билеты нужно было покупать заранее. Оказалось, что и за вход на презентацию ретроспективы знаменитого арт-дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского нужно заплатить 150 рублей. Потому гигантский зал в цехе Красного весь вечер пустовал. Обманули ожидания людей и организаторы музейной ночи в центре дизайна Artpay. В программе были заявлены гастрономический, цветочный и дизайнерский фестивали, театральные и музыкальные перформансы, фотовыставки и многое-многое другое. На деле гастрономия ограничилась лишь несколькими палатками и кафешками, где можно было перекусить и выпить за деньги. Фестиваль дизайнеров смотрелся бедновато — два скучных ряда с украшениями и одеждой не особо заинтересовали публику. Так что главным развлечением для гуляющих стала выставка гигантских расписных яиц...
Впервые в этом году в музейную ночь включились и театры. Сам Сан Саныч Калягин готовился встретить театралов в полночь в «Et Ceterа». А Тереза Дурова сначала отыграла в субботу утренний и дневной «Огниво» для детей, потом вернулась в театр и ночью провела экскурсию по закулисью.
— Мы ходили до половины третьего. Поразило, что некоторые пришли с малышами, которые благополучно спали потом на руках родителей, — рассказывает руководитель театра «МК». Она и на следующий день продолжила экскурсии!
В итоге если в 2011 году в акции приняло участие порядка 600 тысяч человек, в этот раз в арт-гуляниях участвовало 750 тысяч человек. Многие из них, правда, так и не попали в музеи — виной стали многочасовые очереди. Так что остается вопрос, насколько мероприятие просветило те 30% жителей города, которые, по статистике главы Департамента культуры Сергея Капкова, ни разу не были ни в одном музее. А главным минусом акции снова стала ее непродолжительность — большинство людей только и успели разгуляться к полуночи, а большинство музеев уже закрылись аккурат в 00.00.