«За дружбу народов России и Азербайджана»
Всемирную любовь и славу бабушки почувствовали еще в Бураново, когда местное сельское почтовое отделение стало не носить, а возить им мешками письма со всего мира. Что удивительно много посланий было от детей. Мальчишки и девчонки присылали бабушкам «на счастье» свои рисунки и поделки. Некоторые из них пенсионерки захватили с собой в Баку.
В дорогу бабушки напекли по традиции перепечи — маленькие открытые пирожки с начинкой типа пиццы. Каждая из участниц взяла из дома иконку, пакет с лекарствами, травяной чай с душицей. Захватили мешочек с землей из родной деревни. Хотели, как обычно, положить в сумки банки с огурцами и капустой, но руководитель коллектива Ольга Туктарева запретила: «Никаких склянок».
Накануне отлета в сельский клуб к бабушкам приехали из Ижевска представители азербайджанской диаспоры Удмуртии и провели для певуний мастер-класс. Бабушки выучили десяток слов и выражений на азербайджанском языке.
Причем, пенсионерки подчеркивали, что засели за учебу не затем, чтобы со сцены козырнуть своими познаниями, а прежде всего, чтобы поприветствовать местное население в Баку на их родном языке, сказать в нужном случае «спасибо», пожелать здоровья, долгих лет жизни.
Когда в аэропорту после традиционного «салам» — «здравствуйте», бабушки ввернули: «Русья вэ Азербайджан халгларынын достлугу саглыгына», «За дружбу народов России и Азербайджана», — таможенники и охранники кинулись их обнимать и расцеловывать. В солнечном краю, где особое отношение к пожилым людям, бурановских бабушек стали называть «наши мамы».
Поселили певуний в пригороде Баку, в курортной зоне «Морской бриз», что в 40 километрах от города. Под окнами двухэтажного особняка, где разместились конкурсантки, плещется Каспийское море. А прямо во дворе стоит бассейн с теплой водой. Такой подарок пожилым конкурсанткам из России сделал азербайджанский певец и бизнесмен Эмин Агаларов.
Одна из бабушек,
Теперь, обитая в загородном коттедже, бурановские бабушки говорят: «Живем как на курорте!» С утра — обязательный медосмотр, потом — завтрак в гостиной на первом этаже. Повар готовит для певуний специальные диетические блюда. На столах у бабушек постоянно стоят фрукты и соки, их комнаты утопают в цветах.
Возраст такой, что, по собственному признанию старушек, они дружат как в садике. Встают певуньи по деревенской привычке рано, хором говорят скороговорки, чтобы речь была внятная, гоняют чаи, бродят по берегу моря, купаются в бассейне. В перерывах между репетициями мастерят сувениры — куколок из шерстяных ниток, которые тут же раздаривают всем «хорошим людям, что встретятся по пути». «Наладить производство» придумала одна из старейших участниц коллектива —
Между тем, слух о том, что можно получить кулончик — оберег от фартовых бурановских бабушек мигом разлетелся по окрестностям.
Где бы ни появлялись певуньи, их встречают радостными криками. Сопровождающая бабушек толпа еще и песню их «Party for everybody» поет вслед. У многих местных жителей эта мелодия стоит рингтоном в телефонах.
Впрочем, бабушки и сами могут подпеть звучащей из киосков мелодии: «Гарагёзляр сизлери хатырлайырам, сизе гёре елирем» — «Черные глаза, вспоминаю, умираю, черные глаза...» И тогда восторгу местных жителей вообще нет предела...
«Наши платья — обереги от злых сил»
В народ бабушки выходят в красивых национальных удмурдских платьях. Сначала планировалось, что наряды из дорогого кашемира им изготовит один модный московский дизайнер, но певуньи воспротивились: «Мы бабушки, а не куклы Барби».
Легкие наряды, специально для жаркого климата, им сшила мастерица из соседнего села Малая Пурга.
-Я давно разрабатываю костюмы для бурановских бабушек, — рассказывает известный реставратор по ткани Татьяна Москвина. — Согласно древнему принципу троичности пространства в удмуртском костюме три яруса — нижний мир, средний и верхний. Приглядитесь к платьям бабушек, у каждой есть оборка, это нижняя часть платья символизирует «подземный, водный мир», населенный духами и божествами. Тканая вставная полоса «сöзул лента» — оберегает верхние миры от проникновения злых духов. На ней помещен древний ромбический мотив — символ плодородия, символ Солнца, знак счастья. Фартук — это средний ярус костюма, зона земли. Передники бабушкам мы украсили вышивкой, используя старинную косую стежку, счетную гладь, набор. Налобные повязки — «йыр керттэт» — связаны с верхним миром. На них тоже нанесены узоры, которые являются своеобразными молитвами, заклинаниями, обращенными к добрым силам с просьбами помочь в борьбе за жизнь.
По словам дизайнера, бабушки сами из привезенных образцов выбирали себе ткань на платья. Узоры предпочитали яркие, «веселые», все больше — в цветочек, признавались, что платья из такого штапеля они носили в молодости, в послевоенные годы.
-Когда уезжали в Баку, я им дала напутствие: «Не стесняйтесь носить свою национальную одежду!»
В сшитых легких платьях бабушки рассекают по столице Азербайджана. На сцене же певуньи будут выступать в своих старинных костюмах — тяжелых клетчатых домотканых платьях — рубахах, которым уже по
У каждой бабушки будет украшение — монисто, которое считается оберегом груди. Монисто — гордость певуний. Верхний край ожерелья обшит стеклянными бусами и пуговицами из кораллов, нижний — крупными серебряными монетами. У каждой из бурановских бабушек — свое монисто. Они выглядят, как чешуйчатые бока рыбы. Эта реликвия из царских рублей и мелкого серебра передавалась из поколения в поколение.
«Для меня монисто сохранила бабушка, — рассказывала Галина Конева. — В 1941 году, когда серебро собирали на войну, она зашила монеты XVII века в перину». А вот у Натальи Пугачевой монисто попроще — все из... советских рублей. Свое старинное украшение в шесть рядов она дала знакомой надеть на свадьбу, а та дорогое ожерелье не вернула. «Потом сама ушла в сырую землю. Где искать концы?» — вопрошала бабушка-малютка.
Парадные чулочки с узорами для всех в коллективе связала
«Поп-индустрия может украсть у бабушек души»
Бурановские бабушки стали всеобщими любимицами в Баку. Им дарят охапками розы и лилии, при этом говорят замысловато, по — восточному: «Так хочется из всех цветов, те подарить, что вам дороже». Каждый встречный хочет с ними сфотографироваться на память. Каждый бакинец мечтает зазвать певуний в гости на плов и люля-кебаб. До них стараются дотронуться, «заразиться» их удачей.
И непонятно — виной тому магические символы, закодированные в их костюмах, или искренность и обаяние самих старушек.
«Мы будем голосовать за Бураново!» — говорят повсеместно удмуртским феям. Каждое появление бабушек на репетиции сопровождается громкими возгласами и криками «Браво». Певуньи, не испорченные шоу — бизнесом, теряются, не зная как реагировать на столь бурные приветствия.
«Тут нужно учитывать местный менталитет, — объясняет руководитель ансамбля Ольга Туткарева. — Существует такое понятие, как „удмуртский характер“. Наши люди все больше скрытные, сдержанные, мягкие и ненавязчивые. В наших краях не принято открыто выражать свои эмоции и вообще мельтешить перед людьми».
«Крестный отец» «Бурановских бабушек», режиссер Павел Поздеев, что возвел на фестивале «Новая песня древней земли» первую ступень пьедестала для певуний, и вовсе считает, что «поп-индустрия будет диктовать им свои правила и украдет их души». Но бабушки твердят: «Нет никакого скрещения традиций и бизнеса. У нас своя святая миссия — мы хотим восстановить сельскую Свято-Троицкую церковь. Храм был разрушен еще в 1939 году. Нефтяники нашли в наших краях нефть, надо было строить контору, церковь и пустили на кирпичи». На 30 мая, когда бабушки вернуться с Евровидения, на пустыре будет заложен фундамент, потом и стены Храма поднимутся. А будет он трехглавый, из красного кирпича.
Пока же впереди — первый полуфинал, который состоится 22 мая. «Бурановские бабушки» выступят под № 14. Приехали в Баку конкурсантки в полном составе, ввосьмером. По условиям конкурса на сцене должны выступать не более шести человек. На национальный отборочный тур, что проходил в Москве, не смогли приехать Екатерина Шкляева, у которой отелилась корова, и Алевтина Бегишева, которой как раз удалили аппендицит. Скорее всего, именно они и ныне останутся запасными. На всех же неофициальных мероприятия они будут петь все вместе.
Бабушки признаются, что на сцене у них моментально поднимается настроение, их окатывает мощнейшая энергетика, что идет из зала. «Мы как будто подзаряжаемся», — уточняет Валентина Пятченко.
На сцене Baku Crystal Hall «Бурановские бабушки» выстроятся пирамидой: по краям встанут «несущие стены» коллектива — руководитель Ольга Туктарева и староста Галина Конева. Самую маленькую бабульку — Наталью Пугачеву, ту, что начала работать в колхозе в войну уже со второго класса, — поставят посередине. Она считается талисманом ансамбля. «Очень юморная и находчивая апайка, — говорят про нее коллеги. — Даже если и забудет слова, тут же незаметно обыграет текст в песне». И зазвучит под сводами нового бакинского концертного зала зажигательный припев: «Кырдалом жон-жо -жон. Эктом ми куаж-куаж али...»
Мы будем держать за наших конкурсанток кулаки, а пока говорим им по — удмурдски: «Инмар мед юрттоз», «Пусть вам поможет Бог!»