Театр вкуса, высадивший на московскую почву свой «Бутон», оказался маленьким театром в Новолесном проезде. На двери вместо ручки — сковородка, горшки с цветами у входа. Входим — я, моя подруга Юкки из Токио, мамаши с малолетними детьми. И как с такими хлеба выпекать, думаю я, ну мукой детей посыплют, ну пирожка дадут и про колобка расскажут подручными средствами.
— А здесь у нас площадь подарков, налево по коридору — Министерство культуры. А кто захочет в туалет... — это уже говорит сам Юра Макеев, с виду никакой не худрук театра, а веселый пекарь: колпак, фартук, лукавый глаз, шуточки. — Так вот, если вы захотите в туалет, то не надо говорить: «я хочу писать», надо просто сказать: «у меня ситуация номер 10».
Потом я в числе 5 детей и их родителей оказалась на довольно большой кухне, и то, с какой художественной фантазией она была оборудована, говорило о серьезности предприятия. Макеев встал у большого стола, и начался... Начался, по сути, моноспектакль по выпеканию хлеба. Разделочные доски, ножи, посуда превратились в реквизит.
Спектакль включал в себя занятный и глубоко личный рассказ о пекарне в Париже со
— Кроме воды, соли, муки не забудьте добавить самое главное — душу, — говорит наш мастер, у которого все так ловко получается. И тесто готовить (чтобы оно кислородом напиталось), и истории рассказывать.
Про то, как сам начинал работать в ресторане, как сделал там карьеру, как выучился сначала на кондитера, а затем на режиссера в ГИТИСе, после чего ему пришла идея исключительно мичуринского свойства — скрестить театр и кухню.
Идея, конечно, не нова, и в мире существуют кулинарные театры и кухонные шоу. Макеев стал у нас первопроходцем — и, надо сказать, ему это здорово удается. Во всяком случае, театральный подход к кухонному производству придал его делу ту степень домашности и очарования, которую многие, проработав в искусстве годы, так и не достигают.
Макеев использует открытый прием во всем: на глазах у публики делается хлеб — все по-взрослому, открыто рассказывается о том, как существует театр (персонал из энтузиастов, собственные средства, бюджет фестиваля и пр.).
Пока подходит тесто, главный пекарь спрашивает детей:
— А вы знаете, почему первый кусочек свежеиспеченного хлеба сначала дают бабушке с дедушкой, а потом уже детям?
— Наверное, потому что они старшие, — догадывается рыжая, вся в конопушках девочка.
— А знаете, что мне ответили другие дети? Они сказали, что на дедушках-бабушках и мамах с папами проверяют, не отравлен ли хлеб. Вот такие современные дети.
Дидактическая часть деликатно запрятана в процесс выпекания, и дети не замечают, как им прививаются базовые ценности — о внимании к людям, о семье, о любви к городу, в котором живешь. В мастер-классе предусмотрена интрига — появление супермена Сереги, который учит зрителей-соучастников делать песто — соус такой из базилика, оливкового масла, чеснока и сыра пармезан. Серега реактивен — за 10 минут соорудил полную миску вкуснейшего зеленого песто и умчался в аэропорт встречать любимую — подробности личной жизни актеров Театра вкуса не стали ни для кого тайной.
Много секретов и секретиков производства багетов узнала я в детской компании. Один из них, так и быть, выдам. Знаете, как отличить багет ручной работы от багета машинного производства? На том, что сделан руками, шовчик имеется.