Два года назад не стало Галины Щербаковой, ей было 77 лет, тяжелая болезнь... Последней книгой, вышедшей при жизни, стали «Яшкины дети», и тут хочется воскликнуть: да что мы все о грустном! Вот «Яшкины дети» — какой живительной, немного меланхоличной бодрости придает собрание полусмешных, полупечальных отражений Чехова в наших днях. Вот «Дама с собачкой»: попросили одну даму посидеть с одной собачкой. А дама — в тоске по любви — возьми нацепи шляпку и пойди гулять с той собачкой. Встретился капитан дальнего плавания. Тут бы и случиться тому чувству, которое навсегда... Только «капитан», выяснилось, никакой не капитан, раз он упер часы, серебро и наличность в варежке. Вот тебе и дама с собачкой в XXI веке.
Махнем на много лет назад. Первое место работы Щербаковой — школа, учительница русского и литературы. Потом — Челябинск, молодежные газеты. «Самое интересное, что есть в журналистике, — это привирать. Это уже начиналась литература». Галина Щербакова была шестидесятницей в полном смысле этого слова. Но «мы все ушли в слова. Мы в них верили, это было совершенно искренне. Когда-то мы лепили человеческое лицо социализму, у которого лица не было — одна сплошная задница. Но мы на этой заднице рисовали глазки, носик, губки...» Кстати, в интервью от
А все началось с
Целая жизнь лежит между
В литературе Щербаковой было что-то, что сообщало придыхание самым обычным вещам. Пожалуй, объяснение этому есть в «Ангеле мертвого озера» — удивительной повести, толчком к которой стал взрыв в переходе на Пушкинской, где есть странник, лесбиянка, антисексуалист, вечный влюбленный, вкус акации, которую все ели в детстве, и птица, стучащая клювом в стекло, а впрочем...
«Впрочем, вполне возможно, это особенность моего зрения: видеть не то, что видишь. Астигматизм особого свойства, который подпитывался еще и свойствами характера, склонностью видоизменять мир — то ли для того, чтобы полюбить его крепче, то ли, чтоб лютее возненавидеть. Да, это так! Я про себя это знаю. Я знаю толчки любви и нежности, от которых плавятся моя душа и сердце, и знаю каменный звон внутри, когда руки сжимаются в кулаки до посинения и крови. Как перетекает во мне одной — божественное и дьявольское? Вот почему я убеждена: в песочнице творения было четыре руки».