«Человек, который задавал вопросы» — так называлась одна из статей, которая вышла, когда скончался Ингмар Бергман. Так же Бенгтом Ванселиус озаглавил и выставку, которая открылась в рамках Фотобиеннале-2012. Вопросы и ответы на них зритель может найти на дереве-инсталляции, где мелькают кадры из 32 фильмов знаменитого шведского кинорежиссера.
— Прямо за деревом вы видите длинную фотографию побережья. Каждый день Ингмар смотрел на этот берег, море и дерево из окна своего дома на острове Фора, где режиссер жил, когда не снимал кино, — говорит г-н Ванселиус, который выступил и куратором выставки.
Но не только любимый пейзаж режиссера, кадры из его фильмов и сложную экзистенциальную философию найдет зритель на выставке автора картин «Седьмая печать», «Сквозь тусклое стекло», «Персона» и «Шепот и крики». В отдельном полутемном зале можно увидеть, как работал режиссер. Здесь — фотографии, сделанные во время съемок фильмов «Фанни и Александр», «Осенняя соната», «Земляничная поляна» и «Седьмая печать». Глядя на то, как герой картины «Летняя интерлюдия», сжавшись в уголке, напряженно и любовно наблюдает, как репетирует балерина, сложно побороть желание кинуться пересматривать Бергмана взахлеб...
Другая премьера Фотобиеннале переносит зрителя в советское прошлое — в годы «великого перелома», индустриализации, коллективизации, свертывания нэпа, введения пятилеток и начала страшного времени репрессий. Фотограф Аркадий Шайхет зафиксировал все это на пленке.
— Предыдущая выставка Аркадия Шайхета была похожа на успокоение после революции. На нынешней — зафиксированы устремления людей, которые наконец смогли почувствовать стабильность, когда появились личные автомобили, заработала промышленность, заводы. На третьей выставке мы покажем следующий этап, связанный с развитым социализмом, — говорит внучка фотографа Мария.
Архив Аркадия Шайхета действительно велик и богат на снимки, сделанные на грани дозволенного. Вроде бы в кадре — классические темы того времени: открытия заводов, рабочие, новенькие тракторы и автомобили, только что сошедшие с конвейера... Шайхет снимает безоценочно, фиксируя тот технический прорыв, который случился в новой стране. Его фотографии — живые, настоящие. Чего только стоит чернолицая калмычка, курящая трубку... В то же время Шайхет снимал первые судебные процессы, которые скоро станут обычным явлением сталинской эпохи. На них судили (если обвиняемые доживали до заседания суда) инженеров и промышленников, которые якобы занимались вредительством, создавали подпольные организации — словом, вели антисоветскую деятельность. Сочетание этих контрастных тенденций в то время «великого перелома» показал фотограф Шайхет.
Выставки организованы при поддержке Ahmad Tea и Росбанка.