Васнецов в эскизах
В Третьяковке — черновики к росписям Владимирского собора
У Виктора Васнецова, живописца-сказочника, любившего исторические и мифологические сюжеты, не было опыта работы с религиозными сюжетами, когда историк искусства Адриан Плахов предложил ему участвовать в росписи Владимирского собора. Проект, посвященный 900-летию Крещения Руси, и контролировался лично императором. Храм был задуман в древнерусском стиле, внутри планировалось изложить историю Русской церкви в лицах. Готовился художник серьезно — чтобы восполнить недостаток знаний, отправился в Италию, где за месяц объездил чуть ли не все храмы и галереи Рима, Флоренции, Венеции, Равенны... Сын священника приступил к работе в 1885 году. К 1896 году художник вместе со своей командой закончил. Он создал 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост: «Богоматерь с младенцем», «Святители» и «Пророки», «Христос Вседержитель» (в главном куполе), «Радость праведных о Господе» (в барабане главного купола), «Страшный суд» и, конечно, «Крещение Руси»... Историю Крещения он рассказал в образах княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского, Нестора-летописца, Михаила Черниговского, написанных на соборных столпах. 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II состоялось торжественное освящение храма. Васнецову рукоплескали и друзья-художники (Поленов, Репин, Мамонтов), и критики. Даже вечно недовольный Владимир Стасов пришел в восторг и изрек: «Быть носителем таких прекрасных мыслей может человек, обладающий необыкновенною чистотою сердца». Работу Васнецова высоко оценил Павел Третьяков. Еще в 1893 году он купил у художника почти все эскизы к росписям — это десятки зарисовок, вариантов, набросков... Теперь публика увидит, как мыслил и чувствовал великий живописец, когда оформлял Владимирский собор.