Свободная женщина! Во многом о ней написан роман, о ней и получился спектакль. Свободная внутренне, делающая что желает, и эта свобода в ней сводит с ума окружающих. Итак, жила-была Ольга (Евгения Крюкова), эгоистичная, прекрасная, свободная. Был в нее влюблен Владимир (Алексей Трофимов), неказистый историк, обожающий ее нежно и возвышенно. А она... Что она? Первой сценой, которая намекнет на странности их дальнейших отношений, станет трепетная история с клизмой. «У меня запор!» — истерично сообщает своему поклоннику Ольга. Вы в меня нежно влюблены? Возвышенно влюблены? Так достаньте из шкафа клизму... Налейте воды... Смажьте вазелином кончик... А теперь идите домой! Взмокший от пота Владимир пулей вылетает — и все сильнее любит эту странную женщину, которая посреди сообщений о голоде в стране и о случаях людоедства не может жить без французской помады.
Что дальше? Спектакль поставлен точно по роману. Дальше она выходит за него. А дальше? «Володя, я забыла вам сказать, я вам сегодня изменила». Первым любовником Ольги стал брат Владимира Сергей, большевик. И что же, она скрывается, стесняется? Нет же! Эта странная пара продолжает жить дальше, при участии служанки Марфуши, которая становится Владимиру любовницей. Продолжает жить дальше — Владимир безумствует от любви к ней. Сергей ранен на фронте, и у Ольги появляется еще один любовник — нэпман Докучаев.
Блестящая работа актера Сергея Виноградова! Этим толстым лощеным торгашом Ольга крутит и вертит как хочет. Взрывная сцена в ресторане заканчивается тем, что Ольга продает ему себя за 15 000 долларов! Отдается ему — и отдает эти деньги в фонд помощи голодающим детям. Ольга и Докучаев — потрясающий дуэт, сочный и дразнящий. Он, очень похожий на бандюка из наших
Что до самой Ольги, то Крюковой образ, конечно, удался. Она так натуралистична, ее Ольга, — она все время что-то ест, ее губы алы, она очень телесна — и, ей-Богу, жалко, что эротическая сцена в спектакле только одна, да и та довольно скромна. Евгения Крюкова сыграла женщину настолько свободную, что зависть берет. Бледной, несчастной тенью выглядит рядом с ней ее жалкий муж Владимир, герой как будто из Тургенева или Достоевского, из ушедшего времени. Назовем Ольгу циничной? Конечно. Сделала ли она циником своего мужа? Конечно. Один нюанс: сегодня, спустя сто лет после написания романа, эти персонажи для нас совсем уже и не циники. Так... Почти обычный любовный многоугольник. Докучаевская философия взятки — цинизм ли это для нас? Отнюдь.
Так что, в общем, спектакль поставлен вовремя. Сегодня он звучит по-сегодняшнему.