За столом — режиссеры, драматурги, издатели, представители Министерства культуры, директор школы (к сожалению, и единственный представитель от департамента).
— Государство в последнее время декларирует поддержку детских театров, — говорит зампред Комиссии по культуре ОП Сергей Абрамов. — Насколько желание соответствует действительности? Вопросы множатся — это и финансирование на местах, и репертуар (для малышей и подростков), гастроли, связь со школами...
Но что бы ни декларировала власть, реальность для детского театра — печальная. Вот показательная история от Терезы Дуровой:
— Как-то я позвонила одному высокопоставленному начальнику от культуры и пригласила его на премьеру в свой театр. «Извини, — сказал он мне, — не могу, я сегодня иду в театр»...
Вместе с Алексеем Бородиным из РАМТа они формулируют, может быть, главную мысль:
— До тех пор, пока в обществе в целом не поменяется отношение к детству как к полноценному времени, возрасту, мы будем говорить об этих проблемах. Сегодня работать для детей непрестижно, славы на этом не заработаешь. Отпускаемые на детские спектакли средства должны быть в два раза больше, чем на взрослые спектакли, и артисты должны получать в два раза больше.
Алексей Бородин подтверждает, что молодые режиссеры в Молодежном театре, поставив один замечательный детский спектакль, больше для детей ставить не желают. Они боятся, что их «запишут» в детские режиссеры. Драматург Михаил Бартеньев, чьи пьесы широко идут по театрам страны:
— Я недавно попросил Сергея Женовача дать нам на Самарский фестиваль молодых режиссеров. «Да что же вы все с детским театром носитесь!..» — услышал я.
— Сегодня в России 63 ТЮЗа. В концепции Министерства культуры развития театра появился отдельный раздел — театр для детей, — подтверждает Софья Апфельбаум, руководитель театрального отдела Минкульта, — но в большинстве регионов специализированных театров для детей нет. На Дальнем Востоке всего два таких театра. Существует еще и другая статистика, более страшная: 50 процентов детей Москвы ни разу не были в театре (и это при таком большом предложении!), а в сельской местности — 90 процентов...
А стоит ли вообще так носиться с детским театром? Однозначный ответ: стоит! В европейских странах таких вопросов не задают — финансируют и развивают театральные проекты отдельно для самых маленьких и подростков.
Сергей Казарновский, директор школы № 686:
— В Королевском Шекспировском театре есть специальный департамент, создающий спектакли для школ. А в Москве (что же говорить о других городах!) мы строим школы, где залы годятся разве что для проведения маленьких партсобраний: узкие, в три метра глубиной сцены, невозможно подвесить элементарное световое оборудование...
У самого Казарновского в школе — прекрасный театральный зал, оборудованию которого может позавидовать взрослый театр, но это — исключение.
Единственный представитель взрослого театра — худрук «Бронной» Сергей Голомазов — считает, что детским театром в России как институтом воспитания и культуры нужно заниматься значительно больше, чем экспериментальным и документальным театром, значение которого сегодня явно завышено в обществе. И он прав: для тех, кто с детства не имел привычки ходить в театр, потом что документальный, что музыкальный театр или экспериментальный — все будет пустым звуком.