В храме Святителя Николая на Трех горах, что в Нововаганьковском переулке, тишина и покой. Служители церкви с удивлением реагируют на информацию, что скоро в их обитель может войти музыка или современное искусство. Однако настоятель храма, глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин, уверяет, что это дело обычное и церковь давно взаимодействует с миром искусства. Так, при одном из храмов давно существует рок-клуб. Нечто подобное теперь появится и в храме Святителя Николая на Трех горах.
— Конечно, речь идет не о сакральном пространстве храма. У нас достаточно приходских помещений. В данном случае идет речь о подвале храма, где у нас уже проходили молодежные концерты. 29 марта пройдет первый концерт. Он будет посвящен фолк-исполнительнице, которая сейчас находится в больнице после автокатастрофы, — отвечает отец Всеволод. — Если будут предложения, связанные с изобразительным искусством, будем их рассматривать.
Такое предложение уже готовит директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман, к которому Чаплин обратился за консультацией. 5 апреля в «Галерее Гельмана» на фоне выставки арт-икон от Дмитрия Гутова состоится первое обсуждение. «МК» спросил у галериста, какие, по его мнению, художники могут быть одобрены РПЦ.
— Существует большой пласт работ, которые являются религиозными по содержанию, но находятся на территории искусства, как «Тайная вечеря», например. В России есть интересные проекты — Александра Сигутина, посвященный иконам, или проект Tanatos Banionis, посвященный иконостасу.
После недавнего «концерта» Pussy Riot в храме Христа Спасителя предложение отца Всеволода многими было воспринято как некий шаг навстречу молодежным движениям. Сам протоиерей это отрицает, однако параллель напрашивается сама собой.
— Сейчас, когда идет конфликт, связанный с акцией Pussy Riot, не самый лучший момент для такого заявления, — говорит Гельман. — Хотя идея арт-клуба существовала давно. Акция Pussy Riot открыла церкви глаза: она потеряет значительную часть молодежи, если будет занимать позицию хранителей архаики. Православный фундаментализм — плохая идея, большинству не нравится. Теперь РПЦ, вместо того чтобы предлагать православный дресс-код, предлагает более современные формы, идет в противоположном направлении — и это хорошо.