Театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова» на Петроградской стороне. Прямо с поезда сюда подъезжают столичные знаменитости — Валентин Гафт, Людмила Чурсина, Эдвард Радзинский, Нонна Гришаева, Сергей Безруков, Игорь Кваша, Владимир Симонов. А их питерские коллеги уже здесь — Крючкова, Розенбаум, Басилашвили. Кажется, что небольшой театр с крохотной сценой не способен вместить всех желающих и такое количество камер. Как говорят в театре, «публика на люстрах висит». Но нынешняя премия «Фигаро» показала, что для значимых, грандиозных событий размер не имеет значения.
Из досье «МК»: «Фигаро» — первая в России актерская премия, которая вручается только актерам и в трех номинациях — «Лучшие из лучших», «За служение русскому репертуарному театру», «За служение театральному Отечеству». Идея уникальной актерской награды принадлежит Рудольфу Фурманову — это уникальная личность, друг Андрея Миронова, который много лет не на словах, а на деле подтверждает дружбу: в 1996 году открыл театр его имени, в его же честь сделал «Фигаро». Ее учредителем стал комитет по культуре Санкт-Петербурга.
И вот изящная статуэтка белоснежного бисквитного фарфора: Андрей Миронов в роли Фигаро. Первым ее из рук Романа Виктюка получает Олег Басилашвили — лучший из лучших. У кого-то есть сомнения на этот счет?
— Петербург был и остается огромной трагической сценой без кулис, — говорит Виктюк. — Вашей целью было укрыть и уберечь своего бедствующего зрителя. Свет этого города и в вас. Божий свет.
Пока в ответ Олег Валерьянович потрясающе читает стихотворение Евтушенко «Поэт на рынке» и его интонацию ловит зритель, за кулисами безмятежно спит его внучка.
Президент премии Валентин Гафт сидит крайний в первом ряду лауреатов. У него отличное настроение, и доказательством тому служат его импровизации, которые возникают по ходу дела как комментарии к выступлениям. Например, к появлению на сцене Левона Оганезова.
Для него одно и то же,
Играть стоя или лежа.
Во-первых, уникальный музыкант получает спецприз под названием «Музыкальный полиглот» (спецпризов в актерской премии всего три). А во-вторых, этот человек-оркестр тут же садится за рояль, чтобы поддержать актеров, захотевших спеть, как питерская актриса Театра Комиссаржевской Кристина Кузьмина, она же жена режиссера Дмитрия Месхиева, теперь возглавляющего департамент культуры в Питере.
На «Фигаро» понимаешь, чем актерская премия отличается от всех других премий, поощряющих разные кино- и театральные профессии. Никаких сезонных оценок — «Фигаро» рассматривает вклад каждого в театральное искусство и работы последних трех лет. К тому же никакие этикеты актерам не указ: в хорошей компании они заводятся друг от друга, вспыхивают — и начинается фейерверк импровизаций. Лановой читает Пушкина, Безруков делает блиц-мастер-класс на тему «Как мы, актеры, любим камеры» и в считанные доли секунды выдает спектр гримас звезд в разных ситуациях, с которых так любят кормиться газеты и журналы всех мастей. Нонна Гришаева, получившая приз президента премии, поет, а главный сериальный гаишник, а на самом деле прекрасный мастер сцены из Ярославля Владимир Гусев показывает наблюдения из серии «как едят» — персики, эскимо, ириску «Золотой ключик».
Креативность актерского класса проявляется на глазах и ломает сценарий. А в нем, между прочим, запланированы нехилые силы — Ульяна Лопаткина с русским танцем из «Спящей красавицы», моментальный (от названия театра «Момент») спарринг по классике Аркадия Коваля и Андрея Урганта, папы Вани Урганта, унаследовавшего от отца чувство юмора и дар импровизации. Много прекрасных номеров оформили 16 номинаций. «Фигаро» получают Чурсина, Кваша, Безруков, Гришаева, специально приехавшие из Парижа Юлиан и Людмила Панич, Эдвард Радзинский, несколько молодых питерцев — Ксения Каталымова, Аркадий Коваль, Евгений Баранов. Ирина Пегова извиняется, что у нее путаются в такой компании слова, — и она плачет.
В чем таинство этой праздничной, но очень непростой и небезопасной профессии? Не сериальной, а когда выходишь на сцену один на один с залом? Я ее так и не могу постичь. Может, это знает Эдвард Радзинский — человек театра до мозга костей, сам великий и ужасный импровизатор на сцене, как пушкинский Чарский. Вот он рассказывает историю постановки своей пьесы «Дон Жуан», к которому в свое время подступались и по разным причинам не дошли до премьеры Табаков, Смоктуновский, Даль. Сыграли только Андрей Миронов и Лев Дуров.
— Я каждый раз поражался, что, сидя за кулисами перед выходом, эта пара без устали травила анекдоты. Эфрос этого не выносил, а я пытался хоть один запомнить. И вот однажды я увидел, как во время репетиции Андрей вышел и смотрел в черный, пустой зал. Он так смотрел, так... Я почувствовал, что в этот момент в нем умирал Дон Жуан.
После награждения последнего номинанта — руководителя потрясающего частного театра «Комик-трест» Вадима Фиссона, на сцену выскочила его команда: тетка придурочного вида и под стать ей два типа — они устроили канкан с плакатами «Фигаро — тут!» и «Хлеба работникам зрелищ». Еще один спецприз с боевым названием «Пером и шпагой» достался мне и уехал в Москву, в «МК».