Джоли приложила немало усилий для того, чтобы скрыть американское происхождение фильма. Главные роли сыграли серб Горан Костич и боснийка Зана Марьянович. В кадре разговаривают на родном для них языке. (Для международного проката Джоли подготовила англоязычную версию фильма; для этого каждую сцену актеры играли и на сербском, и на английском языке.) Английская речь слышна только из радиоприемников, которые второстепенные герои несколько раз как бы случайно включают в нужный момент. Но территориальную принадлежность с головой выдает прямолинейность расставленных оценок, как квалификацию режиссера — ограниченный набор штампов, которым она владеет.
Сценарий Джоли писала сама — пользуясь небольшой передышкой между работой посла доброй воли и рождением детей. Первым рукопись прочитал Брэд Питт, после чего тактично посоветовал показать ее кому-нибудь еще. Дальше для Джоли начался непростой процесс поиска денег и бесед с продюсерами, которые первое время не соглашались запускать ленту без американских звезд. В итоге дебютный фильм Джоли опирается на тот же сюжет из «Мистера и миссис Смит», который когда-то полностью изменил ее жизнь. С поправкой на жанр и миссионерские обязательства режиссера-дебютанта перед ООН. Здесь тоже влюбленные будут весь фильм бороться с желанием убить друг друга. Только на этот раз все закончится пулевым отверстием в ее голове.
Повествование Джоли начинает с крупного теракта, устроенного радикальными исламистами в здании дискотеки. Но продолжает исключительно как хронику унижений (расстрелы, изнасилования, грабежи) дрожащих от холода боснийских женщин хохочущими над ними сербскими солдатами. Для контраста в паре мест на карте боевых действий расставлены невыразительные фигурки сочувствующих сербов, но в целом расследование Джоли одного из самых масштабных вооруженных конфликтов за последнее время немногим отличается от новостей CNN.
Художественное несовершенство фильма не помешало залу в Берлине аплодировать десять минут без перерыва. Правда, перед показом Анджелине хлопали не меньше — от одной только радости увидеть живую знаменитость. Но ведь и размышления о том, зачем «Лара Крофт» забралась в гробницу балканского конфликта, разобраться во всех тонкостях которого едва ли не сложнее, чем освоить профессию режиссера, — гораздо интереснее, чем получившаяся у Джоли лента.
По своей природе фильм больше всего напоминает гуманитарную миссию ООН: он вроде бы задуман с целью примирить память двух враждующих сторон, но по неопытности оратора выходит слишком грубым, почти бестактным. Сербские кинокритики уже успели назвать режиссерский дебют Джоли «самым худшим фильмом в истории, в котором переврали абсолютно все». Хотя сама Анджелина едва ли заслужила такую акцентированную ненависть в свой адрес. Сейчас она каждое интервью начинает с признания в любви мудрому и красивому народу Сербии. Отмечая, правда, что в истории каждой страны «есть свои темные страницы». И все же если смотреть чуть внимательнее, то станет ясно, что Джоли куда больше интересовала возможность лишний раз заявить о правах женщин, чем вникнуть в этнические разногласия между гражданами одной страны. Здесь вполне объективно и более чем подробно зафиксированы все возможные способы издевательства над слабым полом. А раз так — кому же еще снимать об этом фильмы, как не матери шестерых детей.
На обсуждении ее ленты, показанной на Берлинале вне конкурса, Джоли подарили сшитый специально для нее режиссерский фартук с большим количеством карманов, в которых можно держать сценарий, рацию и все необходимые бумаги. А также напомнили, что с вооруженным конфликтом на Балканах войны в мире не закончились. На что Энджи, сверкая всеми блестками своего золотого платья в пол, с улыбкой ответила:
— Да, конечно, есть же еще Сирия!
Берлин.