Кажется, за всех и больше всех улыбался председатель жюри — английский классик Майк Ли. К слову, он же практически в одиночку развлекал журналистов на первой официальной пресс-конференции накануне утром. Понимая в какой-то момент, что ситуацию пора брать в свои руки, он выстроил всех членов жюри в один ряд. Прижавшись друг к другу и наконец придя в себя от холода, они начали доброжелательно позировать фотографам.
Надо сказать, что внезапно упавшая температура (ночью она доходит до −15 — сущие пустяки по московским меркам) не стала таким уж серьезным испытанием для гостей церемонии открытия. Зато создала еще несколько поводов продемонстрировать свою галантность. Незаметные сотрудники фестиваля помогали выйти дамам в длинных платьях из глубоких салонов черных «БМВ» у начала красной ковровой дорожки. Они провожали их вдоль ряда фотографов и поклонников, готовые в любой момент накинуть на оголенные женские плечи теплый плед. А по прибытии вкладывали в ладони прозрачные пластиковые мешочки с голубым гелем внутри — надавишь на него в определенном месте — и он начинает нагреваться, в течение десяти минут сохраняя температуру 70 градусов.
Один из сотрудников Берлинале по имени Петр, приметив за ограждением подмерзших российских журналистов, вынес нам целую горку таких штук, приговаривая:
— Передайте их вашим демонстрантам с Красной площади.
Расстраивать Петра, говоря ему, что до Красной площади митингующие в Москве пока еще не добрались, мы не стали. Но чудо-подушечки на родину отвезти пообещали.
Кроме чудес химии гостей церемонии согревало радушие директора фестиваля Дитера Косслика. С неизменной улыбкой и широкополой шляпой, чуть пританцовывая от холода, он встречал гостей у дверей «Берлинале Палас». А в это время его коллеги Тьерри Фремо (директор Каннского фестиваля) и Альберто Барбера (не так давно заменившего Марко Мюллера в Венеции) занимали друг друга деловой беседой в баре отеля «Хайят» напротив.
Вполне возможно, рядом с ними в этот момент с удовольствием оказалась бы и актриса Дайана Крюгер, прославившаяся на весь мир после фильма Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Сегодня она одна из главных немецких звезд. На красной дорожке она оказалась из-за роли Марии-Антуанетты в фильме Бенуа Жако «Прощай, моя королева», показанном на открытии. В ее ушах, отражая все огни огромного дискошара, крутящегося над самой ковровой дорожкой, горели целых пять драгоценных сережек. Причем четыре из них — в правом ухе.
Больше проколов (конечно, с куда более скромными сережками) в одном ухе смогла себе позволить только одна из героинь фильма «Сегодня», показанного в конкурсе утром следующего дня, — колоритная жительница скромного африканского городишки. Одна из членов многочисленного семейства, провожающего в последний путь своего любимого сына, мужа и брата по имени Сачи. Главную роль играет темнокожий американский актер и музыкант Сауль Вильямс, чьи экспериментальные альбомы, сочетающие элементы хип-хопа и этнические мотивы, давно уже носят в Штатах статус, близкий к культовому. А ближайший концертный тур — от Бруклина до Нового Орлеана — у него запланирован сразу после премьеры нового фильма в Берлине.
Впрочем, в немецкой столице сейчас больше ждут другую гражданку США — Анджелину Джоли, чей режиссерский дебют также попал в главный конкурс. Ну а скрасить недолгое ожидание можно, посетив специальный показ немого фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» в сопровождении живого оркестра. В отсутствие громких российских фильмов в этом году в Берлине этот показ можно смело назвать нашей главной гала-премьерой.