Из телетрансляции, по традиции названной «прямым эфиром», а на деле пущенной почти через час после окончания самой церемонии монтированным вариантом, ушло, конечно, многое. Может, и к счастью. Я не знаю, наверное, надо уже платить актерам, чтобы они приходили на премии — радоваться за коллег и блистать перед камерами. Вы посмотрите на зал того же «Золотого глобуса» или «Оскара» — там только свои. И какой накал страстей и блеск бриллиантов! А главное, никто не скучает. Да, там дарят пришедшим звездам подарки, модные и ювелирные дома задолго обольщают элиту Голливуда своими нарядами и украшениями, раздаваемыми напрокат. И пусть. Прекрасно. Зато есть картинка, есть зрелище и есть настроение — и у актеров, и у тех, кто на них смотрит. У нас же повода, чтоб прийти, только два: или звезда в номинантах с намеком на вероятное получение, или ее уговорили премию на сцене вручать. Там, за океаном, прямые трансляции тех же «Оскаров» тщательно готовятся: репетиции с ведущими, точная рассадка гостей в зале и пр. А наши знаменитости даже из «вручантов», несмотря на все договоренности, позволяют себе, к примеру, «заболеть» прямо в день шоу или накануне, и организаторы ищут им срочную замену. Отчего и выходят странности и заминки вроде тех, что мы наблюдали на вручении юбилейных «золотых орлов» 27 января в первом павильоне «Мосфильма».
И самым слабым звеном, на мой взгляд, тут стало награждение самым почетным «орлом» — за вклад в киноискусство. Награждали народного артиста России Валентина Гафта. Статуэтку вручал первый заместитель председателя Госдумы РФ Александр Жуков. Пусть по разным причинам отпали другие великие актеры, приглашенные для вручения, но те же Никита Михалков или Владимир Наумов, вот же они — в зале, от них Валентину Гафту приятнее и логичнее было бы принимать «орла». Чиновник же выглядел в этой ситуации «вставным зубом» и, конечно, никак не мог соответствовать фигуре чествуемого. Но Валентин Иосифович оказался так рад, что его вспомнили, что даже не придал значения названию приза. Он стал благодарить за вручение награды «За честь и достоинство». Ну, конечно, так называется почетная номинация на «Нике», и «Ника» ж у нас в крови. Даже мы, журналисты, поначалу вслед за любимым артистом дали информацию про «честь и достоинство». Его слова показались важнее, чем скороговорка ведущих. Его радость от того, что он тут, перед публикой, на сцене, наполнила весь зал. Он читал свои стихи и эпиграммы, выйдя за все временные рамки и регламенты, а люди слушали и аплодировали. И то время, пока Гафт был на сцене, стало и самой яркой частью церемонии. И, в общем-то, какая разница, как называлась его награда. Честь и достоинство замечательного артиста — вне сомнений.
Второй странностью в этом ряду стало появление автора детективных романов Татьяны Устиновой, вынесшей «орла» лучшему сценаристу. Не обижая ее и ее поклонников, скажу прямо: «Не ваша эта тусовка, Татьяна Витальевна!» В киноцехе назидательный тон и поучения в торжественные моменты не приняты, тем более от человека извне. И в данном случае хорошо, что Александр Миндадзе, выигравший приз за свой сценарий к своей же режиссерской работе «В субботу», не пришел, творческого человека такие несуразицы только ранят.
Нежданной удачей стало приглашение Павла Лунгина на роль «вручанта» в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате». Спорен, конечно, сам выбор академиков ленты «Король говорит!» (режиссер Том Хупер), добротного материала, когда рядом — фильм-событие «Меланхолия» Ларса фон Триера. Но как раз его заикающийся Павел Семенович блестяще отыграл. Вскрыв конверт с названием картины о короле-заике, он самоиронично заметил: «Теперь я понял, почему меня пригласили».
А самым трогательным моментом оказалось непрописанное в сценарии появление на сцене мамы Евгения Миронова. Он выиграл в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» за «Достоевского», но не пришел, и ведущие позвали за статуэткой режиссера сериала Владимира Хотиненко. Тут вмешался Никита Сергеевич, за что ему, конечно, спасибо: «Женя сейчас на спектакле, он будет позже. Здесь его мама Тамара Петровна. И я хочу, чтобы он получил эту награду из рук своей мамы». Мама вышла, волнуясь, и рассказала, что Женя ей наказал, если он победит, на сцену не выходить, но вот она тут: «Не знаю, как стою, наверное, качаюсь. Спасибо всем большое!»
Остальное шло ровно и традиционно. Классики отечественного кинематографа — Карен Шахназаров, Александр Митта, Владимир Хотиненко — на сцене ностальгировали по старым добрым временам, когда тут, в самом большом павильоне «Мосфильма», снимали свои фильмы Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский... Молодежь говорила что-то незамысловатое и незапоминающееся. Главное, не было, увы, стержня — рулевых процесса, притягивающих внимание ведущих. На мой взгляд, это было самое невнятное ведение церемонии за все десять лет ее существования. Нонна Гришаева, Олеся Судзиловская и Михаил Полицеймако все время куда-то спешили. Понимаем, регламент. Но бесстрастно оттарабанивать свои и без того скучные тексты гоже на корпоративах средней руки, а не на вручении призов Национальной академии кинематографических наук и искусств России. Собственно, и сам подбор персон — не самых востребованных в нынешнем кинематографе — вызывает недоумение.
Что же касается распределения наград, в общем, они были предсказуемы. Учитывая, что Андрей Смирнов снял картину «Жила-была одна баба» из конкурса, а Александр Сокуров выпускает в прокат своего нашумевшего «Фауста» только сейчас, не удивило ничего. Правда, в заранее ясной картине все же случились перестановки из-за события недельной давности: «Орел» сделал подарок «нанобрачным» Авдотье Смирновой и Анатолию Чубайсу, расписав фильму о любви музейной работницы и замминистра «Лучшую женскую роль» и «Лучшую мужскую роль». Получал обе статуэтки продюсер и исполнитель главной роли в фильме «Два дня» Федор Бондарчук: и за себя, и за Ксению Раппопорт. Режиссер Авдотья Смирнова на церемонию, конечно, не пришла.
«Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова решили рассматривать в телеварианте и перенесли его на следующий год. Шоковую драму Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», покорившую не один европейский фестиваль, видимо, из-за неподобающих духу «Орла» откровенных сцен вовсе не заметили. Ставшего уже почти классиком Андрея Звягинцева и его «Елену» наградили самым большим количеством «орлов», включая главный — «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа» (Михаил Кричман), «Лучшая женская роль второго плана» (Елена Лядова). Жаль, что потрясающая работа Надежды Маркиной, оцененная опять же за рубежом, была отставлена в угоду моменту, и она лишилась абсолютно заслуженного ею «орла» за «Лучшую женскую роль». «Лучшую музыку к фильму» отдали Эдуарду Артемьеву за «Дом» (режиссер Олег Погодин). «Дом» же получил за монтаж и за «Лучшую мужскую роль второго плана» (Богдан Ступка). Два «орла» достались полузабытой картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита», почти 20 лет пролежавшей на полке и только в прошлом году попавшей в прокат: художнику-постановщику и художнику по костюмам. Из анимации выбрали фильм студии «Мельница» «Три богатыря и Шамаханская царица» (режиссер Сергей Глезин). А признанный лидер среди кинокритиков «Шапито-шоу» получил только за «Лучшую работу звукооператора». Режиссер ленты Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова сразу же по окончании устроили шутливую акцию: «Мы требуем пересчета голосов!» В общем, напомнили коллегам про ветер перемен, который вроде все порывался, да так и не прорвался на нынешнего «Орла».