ОТКРЫТИЕ ГОДА
Большой театр после шестилетней реконструкции открыли с имперским размахом, предполагавшим неизбежный скандал. Но такого, что случился по окончанию торжеств, предположить никто не мог. И дело вовсе не в претензиях к реставраторам и строителям, которые высказывались по делу и без танцорами, общественными деятелями и теми, кто использовал Большой для собственного пиара. А в том, что главными гостями восстановленного исторического здания стали не артисты, составившие славу главного театра страны, не зрители, а партхозактив, малокультурный и для культуры ничего не сделавший. Однако получивший лучшие места в партере и первых ярусах. Это вызвало такую мощную протестную реакцию, что больше месяца дирекция Большого держала оборону и отбивалась от нападок по любому поводу. Дело могло дойти до снятия с должностей, если бы внимание не перетянули фальсификации на выборах в Государственную думу. Тут-то все дружно про Большой забыли, но осадок, как говорится, остался.
НАГРАДА ГОДА
Престижная государственная премия «Инновация» досталась скандальной арт-группе «Война».
ПОСТУПОК ГОДА
совершил писатель Рубен Давид Гонсалес Гальего, автор романа «Белое на черном». Его друзья и поклонники опубликовали открытое письмо к членам жюри премии «Букер десятилетия» с просьбой вручить премию Гонсалесу Гольего, поскольку тому требовались деньги на лечение после катастрофы. Она произошла летом — инвалид с детства, он упал на рельсы метро в Вашингтоне. Аргумент почитателей: пусть деньги получит тот, кто в них очень нуждается. Но, едва выйдя из больницы, Рубен опубликовал открытое письмо с отказом от премии. Он попросил оргкомитет «Букера» включить себя в члены жюри, что автоматически означает невозможность получения премии. «Не хочу, чтобы мне давали премию за то, что я упал». Мы увидели человека достойного и сильного духом.
СТРОИТЕЛЬ ГОДА
Безусловно, это Евгений Миронов. Уже не новость его высокий профессиональный класс, который он прекрасными ролями подтвердил в кино, на телевидении и в театре. Новость — оказался строителем в прямом смысле слова: он как заправский прораб пропадал на стройке Театра наций вплоть до самого его открытия. Понял, что доверие без личной проверки и контроля не даст результата. Результат превзошел ожидания — в центре Москвы мы имеем современный многообещающий в художественном смысле театр с сильным и, что особенно поражает, открытым лидером.
ПОБЕГ ГОДА
совершили звезды балета Большого театра Иван Васильев и Наталья Осипова, променяв главный театр страны на Михайловский в Питере. Статусы двух сцен несравнимы, однако танцоры статусу предпочли условия, которые предложил «беглецам» директор Михайловского Владимир Кехман. Это квартира в Москве, свободный график работы по миру и, естественно, зарплата. Размер ее страшная тайна есть, а вот квартира перейдет в собственность танцоров только в том случае, если за пять лет они не нарушат контракт с театром-искусителем. На наш взгляд, это еще большая удавка на вожделенной свободе артистов. Только красивая с виду.
ОТСТАВКА ГОДА
произошла и в без того скандальном ГАСО им. Светланова — отставили Марка Горенштейна. Руководимый им оркестр в последнее время погряз в конфликтах и разваливался на глазах. Катализатором увольнения стала теперь знаменитая фраза «про аул», сказанная Горенштейном в адрес армянского виолончелиста на конкурсе Чайковского. Председатель жюри Гергиев тут же снял Марка Борисовича с конкурса, а Минкульт (еще до официальной отставки) стал подыскивать кандидата на его место. Предложение было сделано Владимиру Юровскому — руководителю Лондонского филармонического оркестра. И, возможно, впервые в мировой практике новоиспеченный главный был принят на условиях того, что за пульт оркестра в сезон
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОДА
Мало кто ждал, но это произошло: российский театральный режиссер с мировым именем Анатолий Васильев вернулся на Родину, которую он покинул несколько лет назад по причинам разногласий с прежним руководством столичной культуры. Однако назвать его жертвой режима или мучеником совести никак нельзя, поскольку сложности характера художника известны как в России, так и в зарубежных театрах. Но в любом случае возвращение Васильева к родному «пепелищу» приятно и будет однозначно небесполезно для отечественной культуры.
ОЧЕРЕДЬ ГОДА
выстроилась к Музею изобразительных искусств им. Пушкина осенью на выставку Сальвадора Дали. Впервые в Москву приехала личная коллекция главного сюрреалиста из его замка в Фигейросе: 22 живописных полотна и 90 графических работ, фотографии из семейного архива и плюс необычные объекты (их копии) из Фигейроса. Однако на выставке зрители не обнаружили хрестоматийных полотен, зато могли проследить становление Дали-художника — от ранних неуклюжих зарисовок и подражаний великим мастерам до эскизов будущих шедевров. Несмотря на некоторое разочарование публики в связи с отсутствием шедевров, выставку посетило более 270 тысяч человек.
КНИГА ГОДА
С наибольшим нетерпением все ждали первую и единственную биографию Стива Джобса, написанную при его содействии Уолтером Айзексоном. Его смерть потрясла мир; его жизнь потрясает не меньше. Книга остается в лидерах продаж до сих пор. В ней целая жизнь человека, чьи жизненные советы сейчас пользуются большей популярностью, чем афоризмы Конфуция.
УРОК ГОДА
преподнес всем и в частности профессионалам иностранный режиссер — литовец Римас Туминас, поставивший к
ШОК ГОДА
произвел масштабный проект всемирно известной художницы Марины Абрамович. На выставке «В присутствии художника» 47 добровольцев разделись, замерли и позволили себя распять. И все ради того, чтобы воспроизвести перфомансы Абрамович, превратившей свою жизнь в акт искусства — болезненного, неудобного, провокационного. Например, несколько месяцев она шла по Китайской стене, чтобы в последний раз встретиться с любимым и проститься с ним навсегда. Мыла кости погибших во время войны сербов. На этот раз 47 российских добровольцев, которые каждый день исполняли обязанности музейных экспонатов, говорят, что этот опыт изменил их жизнь: кто-то сменил профессию, а кто-то — мировоззрение.
СРАМ ГОДА
«Отмена рабства. Анти-Ахматова-2» Тамары Катаевой вышла в этом году. Это уже вторая книга, и уже во второй раз Ахматову смешивают с грязью. Было бы понятно, если бы на дворе стояли сметающие все на своем пути
СВИСТ ГОДА
Отнюдь не художественному, а натуральному освистыванию подверглось творение Дмитрия Чернякова — опера «Руслан и Людмила» в Большом театре. Версия классического произведения оказалась столь радикальной, что сам дирижер-постановщик Владимир Юровский предупредил: детей до 16 лет на спектакль не водить. Действительно, на глазах у изумленной публики под музыку Глинки действовали стриптизеры, проститутки, а саму Людмилу с трудом выводили из-под действия тяжелого наркотика. Публика не оценила новаторства и возмущенно покидала зал со свистом и криками: «Позор! Верните билеты!». Впрочем, администрация театра уверена, что на «Руслана и Людмилу» просто был заказ. Что ж, и так можно оправдать откровенную художественную неудачу.
ПРИГЛАШЕНИЕ ГОДА
последовало после гастролей в Москве труппы Американского балета (ABT) — Дэвид Холберг стал премьером в труппе Большого театра. И это событие вполне тянет на историческое — как-никак первый в истории американский танцовщик стал постоянным штатным солистом главного театра России.
УНИЧТОЖЕНИЕ ГОДА
Осенью минувшего года приказом министра культуры старейшее Гнесинское училище слили с Гнесинской академией. Сделано это было крайне некрасивыми методами: отменили выборы нового директора, организовывали выгодные Минкульту «коллективные письма»... Училище пыталось защитить свои права, устраивая акции протеста: во-первых, педагоги среднего звена явно теряли в статусе, во-вторых, сама природа подросткового образования не предполагает смешения с более старшим звеном, к тому же у училища и у академии исторически разные образовательные цели. Не вникнув в эти тонкости, Минкульт все же пошел на процедуру слияния, на отмену которого коллектив Гнесинки продолжает надеяться.
УХОД ГОДА
случился в Театре на Таганке — его покинул Юрий Любимов, сделавший Таганку символом оппозиционного театра в СССР и воспитавший актеров, считающихся гордостью отечественного театра: Высоцкого, Золотухина, Смехова, Губенко, Демидову, Филатова... Тем ужаснее выглядит история, разразившаяся в июне 2011 года в Праге на фестивале между Любимовым и его артистами. Артисты потребовали от худрука гонорар, тот отказался (по закону) платить. Худрук придал внутренние проблемы огласке, артисты пошли на него стеной. Чисто материальный конфликт вскрыл немереный объем внутренних проблем и обид, копившихся на Таганке годами. В результате