Старая датская сказка начинается... с датского языка — два соседа в колпачках гномиков приветствуют друг друга. Они свесились из окошек, прорезанных в стенах зала ближе к сцене.
— Сики ин дайли дей — на чисто датском говорит соседу смешной такой человечек в очочках.
— Он думает, что он говорит по-датски, — отвечает на чисто русском другой сосед, серьезный.
— Да?
— Да-да!!
— Да-да-да—Дания подарит нам она, легенды и придания Да-да-Дания...
И слова уже улетают в песню под оркестр, который зажигает веселую датскую музыку (разумеется, стилизация под народную).
Герои «Огнива» — бедный солдат (мундир, сабля, кивер), капризная принцесса, колдунья, король, министры, горожане и три злобно-лютых собаки. Сюжет не лишен жестокости и корыстных мотивов, но при этом простодушно-наивен. Перед тем как старушку-колдунью солдат лишит головы посредством сабли (фу, какая гадость!), она даст ему тряпичный фартук для усмирения злющих подземных псов. А те, укращенные посредством дешевой мануфактурки, превратятся в верных слуг и станут по ночам таскать к солдату принцессу, в которую он влюбится. А король, сущий идиот, со своими министрами, такими же... Стоп-стоп! В дуровском «Огниве» даже противные персонажи очень даже симпатичные. Взять хотя бы ведьму — шармовая особа в исполнении Анастасии Тюковой. Отлично поет, соблазнительна, а как дерется «бабка»! Ее драка с солдатом (Руфат Акчурин, Евгений Мишечкин)... это вам не жалкая театральная имитация, а все по-настоящему: удар, переворот с захватом, шпагат, еще удар, и не факт, что солдатик уйдет от старушки. А до этой схватки солдат бьется с тремя собаками, и бой с каждой из них Артур Ощепков превратил в хореографический трэш. Но трэш смешной и ироничный. Обстановка в зале, как на стадионе, — крики, аплодисменты и комментарии, вроде: «Держись! Дай ему! А-ааа!!!». Это реакция мальчишек, зато девчонки, как только появляется принцесса (Оксана Варняга, Маргарита Белкина), «болеют» за нее. И все вместе — за собак: Николай Зверев, Евгений Казанцев и Геннадий Краковский представляют из себя удивительное животное трио. На лицо не ужасные и романтичные внутри. Не псы, а три мушкетера со своим слоганом: «Один за всех и все — за колбасой!!!».
У нового спектакля Терезы Дуровой несколько принципиальных «минусов» — минус агрессия, деление героев на плохих и хороших, минус поучение. При всей легкости и даже видимом легкомыслии постановки она более чем актуальна. В ней — важная мысль выбора, который встает перед каждым (и не только перед избирателем на митингах): тебе нужны слуги или друзья? Или, если ты отец, оставляешь право дочери (сыну) выбрать себе пару? И как следует наказывать зло, если вообще следует это делать? Во всяком случае, в этом вопросе Тереза Дурова пошла на радикальные изменения текста Андерсена. Ведьму она не убила, а... удачно женила на короле.
Мы не наказываем ведьму — убивать бессмысленно, — говорит Тереза Дурова. — В человеческой природе есть и хитрость, и коварство, и много плохого. С этим надо научиться жить.
Говорят в спектакле мало, в основном поют, и разностилевая музыка (коллективный труд Оркестра имени Робинзона Крузо, бывший «Секонд-хэнд-бэнд») во многом определяет успех спектакля. 12 песен (автор Андрей Усачев, либретто Артема Абрамова) от классики до drum bass лишены каких бы то ни было клише детских спектаклей — музыка интересная и серьезная, тонко отражает все нюансы постановки и вместе с режиссурой раскрывает характеристики героев и массовых сцен. Ария короля-отца (замечательный Борис Рывкин) вызывает слезы у родителей. И, конечно, нельзя не отметить мастерское видение спектакля дирижером Светланой Филиппович.
После шумной премьеры несколько вопросов Терезе Дуровой.
— Тереза, так как надо воспитывать из мальчиков мужчин?
— Мальчикам нужно читать нормальные книжки, где есть герой как герой, а не мелкий жулик, выдаваемый за героя. Во-вторых, парня нужно воспитывать в глубоком уважении к девочке, девушке.
— А если девушка не дает повода к уважению? Наравне с парнем глушит пиво из бутылки.
— Это проблема девушки. Значит, она не хочет, чтобы ее уважали. В этой постановке для нас что было важно? Мы взяли вещи, знаковые для мужчины — сабля, мундир, ружье, кивер, трубка. Для меня, например, мундир и военная форма — знак абсолютной собранности в противовес сатиновым трусам с попугаями-пальмами и джинсам с отвисшей мотней. Мотня — месседж беспомощности, к такому мужчине я не подойду, он меня не защитит. Саблю берут в руки, когда готовы отвечать за свои поступки, а ружье — символ защищенного тыла. Кивер символизирует гордость: его носят с гордо поднятой головой, а не с опущенным подбородком. И, наконец, трубка... Ее ведь по дороге от метро до дома курить не будешь, она требует ритуальности, это отсутствие суеты и, как следствие, умение думать, размышлять, принимать верные мужские решения.
— Вот насчет джинсов с мотней... Тебе скажут: тетенька, вы ничего не понимаете в моде.
— Может, тетенька и не понимает в моде. Но, если тетеньке кто-то докажет, что с такой мотней можно защитить семью, страну, что в таких джинсах парень умеет бегать, а не валяться на диване с пультом от телевизора, тогда тетенька признается, что она ошибается. А прав тот кутюрье, кто выбросил в свет бракованные штаны. К огромному счастью, я вижу среди своей публики много нормальных мужчин, которые приводят в театр мальчиков.
— Но это все — мундир, сабля — внешние атрибуты. А как насчет внутреннего?
— Внешние атрибуты в воспитании очень важны. Они — сказочная метафора. Такого солдата может полюбить принцесса. А принцесса — это не дура в розовом, а любая девочка, рожденная в семье, где ее ждали и любят.