Первая фотография запечатлела Володю трехлетним. Его взгляд обращен к нам с острым любопытством. Портрет
Вот перед нами таинственный, несколько мрачноватый студент училища ваяния и зодчества. Человек искусства. Человек с безусловным художественным вкусом. Давид Бурлюк, первым угадавший поэтический дар Маяковского, по-своему прочитывает черты его лица: «...лицо его смягчено крупным, жадным к поцелуям, варенью и табаку ртом...»
Эти потрясающие фотографии дают возможность еще раз убедиться в многогранности дарований этого человека. На выставке представлены кадры из фильмов «Не для денег родившийся», где он в роли Ивана Нова, «Барышня и хулиган», снятого по сценарию поэта, — естественно, он Хулиган. А вот поэт в ленте «Закованная фильмой»: Маяковский в роли художника, а Лиля Брик — балерина.
Лучшие фотографии поэта выполнены художником А.М.Родченко. Это лицо человека, умеющего страстно любить, одаривать радостью не только возлюбленную, но даже пса. Родченко увидел, как Володя покупал несколько вафельных мороженых, а потом угощал любимого Скотика: «Ну, еще хочешь?» — спросил щедрый покровитель и, взяв сластену на руки, прижал к груди... Я воспользовался моментом и навел объектив на улыбающегося Володю" (из воспоминаний А.М.Родченко).
Великолепны парижские портреты поэта в кепке. 1925 год. Важная деталь. Рядом — тот же портрет в профиль. Так делают снимок сотрудники определенных органов. И под снимком читаем: «На удостоверении № 107 на право хранения револьвера „Маузер“ по 1 декабря 1928 года».
Заострите свой взгляд на двух фотографиях: Маяковский и Мейерхольд. Поэт в этот день читал пьесу «Клоп». Всеволод Эмильевич успел сказать свое слово о поэте: «Маяковский раздражал кое-кого потому, что он был великолепен, он раздражал потому, что он удивительно был настоящим мастером и действительно владел стихией большого искусства, потому что он знал, что такое большая сила».
Составитель А.Аксенкин, вечный поклонник поэта, из 370 фотографий, которыми владеет музей, отобрал для экспозиции 150 лучших. Композиция экспозиции выполнена им по собственному замыслу. В качестве эпиграфа к ней он взял бессмертные слова Марины Цветаевой: «Говоря о Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. И оборачиваться на Маяковского, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед».
Директор музея С.Стрижнёва написала предисловие к альбому. А старший научный сотрудник Дарья Тоньшина, влюблённая в поэта, ведет экскурсии по выставке и с особой теплотой говорит о домашних снимках, в которых поэт естественен и прост. Она дольше задерживается у фотографии поэта-футуриста. Он элегантен, рыцарственно благороден — настоящий дэнди.
Каталог «Маяковский. Коллекция фотографий» — редкая драгоценность.