Действие фильма начинается за несколько месяцев до смерти Сталина. Вождь еще жив, но за его спиной уже зреют заговоры и идет нешуточная борьба за власть.
Конец 1952 года. Напряжение в мировом сообществе грозит началом настоящей ядерной войны, первым вестником которой выступает конфликт в Корее. Пока внешняя разведка доносит сведения о подготовке в США ядерного удара по СССР, внутри страны накаляется атмосфера страха от возможности в любой момент оказаться под арестом. Не отвлекаясь на сантименты и не прекращая чистку даже в самых ближних кругах, Сталин дает указание Берии (Вячеслав Гришечкин) как можно в более сжатые сроки завершить работу по созданию водородной бомбы. По его мнению, превентивный ядерный удар должен обескуражить союзников, вернув СССР лидирующее положение на политической карте мира.
Одновременно со сценарием завоевания мирового господства Сталину и его окружению (Ворошилов — Владимир Стержаков, Суслов — Даниил Спиваковский, Хрущев — Виктор Балабанов) приходится решать и более прозаичные задачи. Приближается его день рождения, а это значит, что нужно подготовиться как можно тщательнее. Пригласить тех, кого нужно. Ловко отлучить от торжества тех, кого следует. Подарить то, что понравится. Сказать такой тост, чтобы он одновременно показывал твою безграничную верность заветам Вождя и не выглядел слишком холопским.
Самому Сталину тоже есть чем заняться — ему нужно постоянно новыми методами поддерживать и распалять с новой силой огонь страха, который поглощает каждого, кто оказывается в непосредственной близости от него.
Тогда-то на поле игры появляется немного наивная фигура дяди Егора (Анатолий Гущин), рядового сотрудника МГБ, приютившего у себя на квартире дочку врага народа. Дядя Егор волей случая оказывается на даче Сталина, да еще и в должности его истопника...
— Фигура Сталина представляется мне крайне важной для исследования социологов, историков и других ученых, — говорит Сергей Юрский. — Сталин и сталинизм — это то, что является одним из наших корней — подгнившим, угревым, но все же живым корнем. Сталин интересен как выдающаяся фигура. Безусловно, он принес много зла, но и вдохновил многих людей на многое. И то, и другое отрицать нельзя. Исторические фигуры такого масштаба подчас ужасны, но в то же время велики и незабываемы. Они большое явление для своей нации, своего народа и времени. Вот Наполеон принес много крови, но он — Наполеон — завоеватель и покоритель. Так и Сталин, который тоже пролил много крови; но что это за фигура, которая определяла жизнь миллионов людей, и не только в нашей стране, но и в международном масштабе?! Как человека и как актера меня занимает личность Сталина, и задача вжиться в его образ очень интересна и важна для меня, поэтому вот уже восемь лет я играю его на сцене в пьесе Иона Друцэ.
Невероятное одиночество человека, имеющего влияние на целый мир и использующего это влияние во зло, недоверие ко всем окружающим накануне создания водородной бомбы, испытание которой было назначено на май 1953 года, тяжелая атмосфера ожидания этого события, мания преследования, попытки освободиться от страха перед Сталиным — про это наша новая картина. И роль в ней — большое событие в моей жизни. Это была трудная, сверхплотная работа, о которой я не пожалею. Ценно, что на съемочной площадке царила та атмосфера, которую не подменишь. Это реальная история, которую снимали на настоящей даче Сталина, а не в декорации, в его реальной квартире, где он жил последние три месяца жизни.
Хочу выразить благодарность всем своим коллегам, с которыми мы работали над фильмом, и пожелать зрителям отнестись к этой картине как к серьезному опыту познания этой личности.
P.S. Смотрите в пятницу, 9 декабря, в 19.30 на НТВ.