До
— Проектная работа тормозит видение тех людей, которые принимают решение, — и это не музейщики, они давно знают, чего хотят, — говорит «МК» руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко, который вместе с бюро Нормана Фостера занимается реконструкцией комплекса. — Мы занимаемся не всем комплексом, а только Музеем личных коллекций и зданиями, которые в глубине территории. Могу сказать, что проект реконструкции Музея личных коллекций сделан, к нему присоединено соседнее здание, но мы никак не можем начать работы.
— Почему?
— Нет окончательной концепции. Наши проекты постоянно возвращают. Если распечатать все бумаги, написанные за время, что мы занимаемся ГМИИ, они займут несколько комнат! Пять вариантов по депозитарно-реставрационному центру не приняли. Сначала хотели сделать его доступным публике, теперь есть идея вообще вынести его с территории Пушкинского музея куда-нибудь в другой район. Это принципиально меняет концепцию! Честно говоря, за то время, что мы с Норманом Фостером разрабатываем проект, я уже несколько других зданий построил.
Тем не менее Ткаченко считает, что завершить реконструкцию Пушкинского в срок, к 2018 году, возможно. Нужно только поскорее определить назначение зданий, их функции.
К тому же споры вокруг некоторых объектов до сих пор не прекращаются. Например, по проекту Фостера и Ткаченко планировалось снести бензоколонку
— Работа с центром требует пристального и внимательного отношения к каждому зданию, к каждому фрагменту застройки. Здесь нельзя торопиться, слишком большая ответственность за результат. Так, заправка — памятник архитектуры, очень интересное произведение
Его коллега Петр Войс, архитектор и общественный деятель, считает, что возможно совмещать историческую постройку с модернистским стилем хай-тек (которым так славится Норман Фостер):
— Историческую основу можно как драгоценный камень обрамить современными хай-тек-материалами — стеклом, сталью. Но нужно делать это тонко и грамотно. Но в России очень сложный процесс согласования — именно это тормозит крупные проекты.