Фестиваль «Театральный мост» собрал для представления 15 пьес из Италии, Словении, Испании, Болгарии, Сербии, Великобритании, Македонии и Канады. На будущий год отложены пьесы из совсем экзотичных Перу, Куба, Аргентина, Китай, Япония. Одна из пьес уже выросла в спектакль: режиссер Ольга Лысак выбрала для постановки антрепризы «Тактику кота» итальянца Джанни Клементи. Все выбранные драматурги — молодые, но уже успешные. Арт-директор фестиваля Светлана Кочерина:
— Что до разницы менталитета, то всплывают интересные моменты. Например, в «Тактике кота» сильна линия футбольных страстей: в Италии футбол играет настолько важную роль, что в любой итальянской пьесе есть эта тема.
Действие на сцене, как выяснилось, иностранцы понимают иначе, чем российские драматурги. Их пьесы — это почти литература. Никаких «отбегает, застреливается», никакого экшна по-американски: действие здесь чисто психологическое. Вот почему, видимо, столько режиссеров, было взявшихся за постановку, не смогли с ними справиться: мы привыкли развлекать зрителя беготней. Зарубежные авторы опрокинули все штампы о них: сербские пьесы вопреки ожиданиям совсем и не войне.
Кто я? Что со мной происходит? Самоидентификация — основная тема пьес. Но есть и одна политическая. «Конверт» итальянца Спиро Шимоне — абсурдистская пьеса о человеке, который получил конверт от президента. И пришел с ним поговорить. Но говорить ему приходится с секретарем — президент очень занят, и рефреном звучит вопрос: «Когда освободится президент?» Безумный секретарь дает ежедневно уроки демократии, в шкафу держит своего брата на поводке и заставляет его лакать из миски. По крайней мере посетителя заставляют поверить во всю эту чепуху. Только в финале выяснится, что человек на поводке и есть президент.
О несвободе есть и детская пьеса — «Людоедик» Сюзанн Лебо (Канада), она будет показана в «детский день» в театре «А-Я». В семье людоедов растет мальчик, которого родители кормят овощами, чтобы он не узнал вкус мяса. Но в школе он разбил нос и почувствовал вкус крови... Как, зная о своих наклонностях, не следовать им? И нужно ли бороться с собой?
— Пьеса режет по-живому, хотя и детская, — говорит Светлана Кочерина, — идет борьба между природой и воспитанием. В каждом ребенке, а потом и в каждом взрослом борются природа, инстинкты и понятия, которые диктуются обществом.