Страсти по Веллеру

Какой финал он нам пророчит?

Без паники! Еще не завтра. Есть время услышать или вчитаться в текст писателя и философа, поразмышлять и не о космосе, не о Вселенной, а хотя бы о себе: кто ты, куда идешь, сумеешь ли сохранить в жизни верность своему пути?

Какой финал он нам пророчит?

Он еще и философ

Выход в свет четырехтомника «Энергоэволюционизм» Михаила Веллера стал крупным событием для тех, кто профессионально занимается философией и заинтересован в росте мирового авторитета русской философской мысли. Публикация столь серьезного сочинения четырехтысячным тиражом — поистине невероятица в сегодняшней издательской практике.

На недавней лондонской книжной ярмарке автор представил свой философский четырехтомник. Стало неожиданностью, что знаменитый беллетрист, чьи книги выходят фантастическими тиражами, вдруг фундаментально влез в философию, рассмотрел социологию, психологию и эстетику с позиций энергоэволюционизма.

Изучив наследие великих философов прошлого, Веллер получил импульс к собственному переосмыслению философских проблем в условиях бытия — мира в целом и человеческой личности во всех аспектах ощущений, чувствования и действия.

Он начинает наступательно, обращаясь прежде всего к себе: «Познай себя. Познай мир. Познай свое место и роль в этом мире». Могу предположить: вероятно, именно Артур Шопенгауэр, философ германского эллинизма, приблизил сознание Веллера к пониманию природы человеческой личности. Великое благо, когда внутренняя сила человека, его созидательная энергия бывает подкреплена нравственностью помышлений. Стоит признаться: в условиях грабительского российского капитализма возник большой дефицит нравственности. О бескорыстии, о жертвенности во имя других могут думать только чокнутые, блаженненькие, да еще сердобольные бабушки, спасатели и лучшие врачи.

Веллер дерзко использует могучий арсенал не только философов, но и открытия и догадки ученых, черпает доказательства основательности цельной концепции энергоэволюционизма. С молодости он ощущал в себе философский зуд и довольно рано осознал истину: человек — часть Вселенной. Естественно предположить — с этой Вселенной человек обменивается энергией. Беллетрист Веллер все чаще стал включать в свои повести и рассказы персонажей, размышляющих над смыслом жизни, над пониманием счастья.

Внук шамана

Еще в 1988 году молодой писатель опубликовал в журнале «Аврора» рассказ «Шаман». По силе впечатления этот «Шаман» просто Джек Лондон. Автор, он же лирический герой, оказался один в тайге холодной осенью, когда здесь поживиться нечем, отважно решил выбраться, но заблудился надолго. Сопротивлялся как мог, шел, а потом полз. И однажды, на свое счастье, услышал выстрел и после долгих усилий дополз до одинокой избушки и потерял сознание. Выходил его, спас человек по имени Мулка, внук шамана, сын северного народа, университетски образованный, знавший, кроме русского, английский, узбекский, фарси. Этот «северный идол» имел все: любящую семью, дом в Ленинграде, но выбрал иной путь — счастье простецкого бытия, счастье единения с миром и Вселенной. Он буквально перевернул свою жизнь, ушел от своего народа в глухую тайгу, чтоб не отравить его своим знанием.

Мулка хотел похоронить в себе свое опасное открытие о мире, но человек слаб, приход к нему мыслящего человека прервал молчание, он заговорил. В уста Мулки Веллер вложил яркие вспышки собственной будущей философии.

Шопенгауэр был прав, относя философию не к науке, а к искусству. Острый психологизм осмысления происходящего, экспрессия скрытого душевного конфликта не только с миром, но и с собой, нарисованы Веллером так остро, что чувствуешь, как ствол ружья «северного идола», Мулки упирается в твою собственную, ничем не защищенную спину. Искусно и точно сформулированы таежным мудрецом Мулкой философские суждения: «Память хранит не общепринятые ценности, а сильные ощущения. Инстинкт жизни велит ощущать, и инстинкт жизни велит действовать, — что одно и то же». Мулка умеет доказывать, его логика производит сильное впечатление. И сейчас «северный идол» произнесет фантастическую мысль: «Максимальное действие — это уничтожение Вселенной и одновременно создание новой Вселенной. Обращение всей материи в свет по эйнштейновой формуле: Е = mс2. Уничтожение и созидание здесь — единый акт».

По философии Веллера, эта пугающая, сумасшедшая идея — всего лишь грядущая общая перспектива. Для нас, для людей просто, — произнесено суждение не менее пугающее: «Путь человека — путь знания и созидания — ведет к концу человечества... Любой шаг вперед — шаг к концу». С этим не поспоришь.

Так что же вы, мужики, да и бабы, хапающие собственность и чистоган в крупных размерах, почему, господа миллионщики, не думаете о таком финале? Разве вы поймете библейский вопрос: «Камо грядеши?» Веллер переводит его на язык решительный и прямой: «Куда прешь?»

Бородатые молодые чудаки

В 91-м году вышла знаковая книга Веллера «Приключения майора Звягина». В приложении к «Энергоэволюционизму» читайте главу «Вечные вопросы» из нее. Врач «скорой помощи» Звягин спасает студента-философа Матвея, прыгнувшего с моста в Москву-реку, поскольку разочаровался в смысле жизни. Но лекарством не вылечить сознания. И доктор Звягин принялся изучать великих мыслителей, посвятив новой страсти все свободное время. И когда новые знания сформировали его убеждения, доктор позвал парня — поговорить, ответить на его давние вопросы: зачем человек живет? во имя чего? Очень полезная встреча получилась.

Узнаю Мотьку, бородатенького философа, в герое «Белого ослика» из книги «Б.Вавилонская» (2004 г.). В приложении к «Энергоэволюционизму» он есть. Герой-философ Кирилл на белом ослике застрял в пробке на Ленинградском шоссе. У него такой же непредсказуемый нрав и опасная прямота осуждения, как и у спасенного студента Мотьки. Браткам и ментам он кричит: «Страсть к наживе погубит народ, надо быть добрым и помогать друг другу. Людей надо любить, а не грабить». В глазах окружающих он смешон. Братки видят в нем «типа монаха», но голоса из толстозадых машин быстренько относят мудреца к помешанным. Дескать, это «городской сумасшедший», наверняка стоит на учете в психдиспансере.

Веллер часто и повсюду выступает — то на ринге, то у барьера. Говорит быстро, взрывоопасно, отстаивая истину, защищая права человека на достойную жизнь, на свободу. Его концепции всегда жестко и отточенно сформулированы и потому неотразимы.

Побежденные противники хотят реванша и пускают в окололитературной и околотеатральной среде слух: «Да он городской сумасшедший». На Руси мыслители издавна испытывали и испытывают горе от ума. Феноменальная информированность Веллера, философская концептуальность, быстрота реакции, страстность высказывания, желание преобразовать мир вызывают у его противников неприязнь и недозволенный прием — клевету. Жаль, что интеллигентный Михаил Веллер не может дать сдачи, как Артур Шопенгауэр — тот слишком болтливую соседку, вечно мешавшую ему, однажды скинул с лестницы.

Медаль за мораль

Веллер побеждает не только на телеэкране. В 2009 году он читал лекцию об основах энергоэволюционизма на кафедре философии МГИМО. А в 2010 году в Афинах на Всемирном философском форуме полчаса читал доклад о современной морали в свете энергоэволюционизма. Только профессионалы могут дать оценку концепции Веллера. Председатель афинского форума Илиас Демаржоглу написал: «Оригинальные философские взгляды Михаила Веллера с огромным интересом были выслушаны и высоко оценены на Мировом философском форуме в Афинах в 2010 году».

По-дружески при встрече Михаил Иосифович мне сказал: «Знаешь, мне дали медаль на форуме. Ты представляешь?» «А как она выглядит?» — «Большая, плоская, шестиугольная, из желтого металла».

Зрители телепередач, слушатели радиодебатов знают, что Веллер — увлеченный наступательный собеседник. В философских сочинениях он довольно понятен. Но зато откровенно будоражит читателя зигзагами сознания персонажей.

Ощущениям, чувствам, странностям и привычкам человека посвящен целый том «Психология». Оказывается, мы сами во всем виноваты: «Человек сам, добровольно, создает себе такой вариант любви, чтобы страдать». Он рассматривает не случайные сексуальные связи, а отношения серьезные, длительные, глубокие, «с переживаниями, с редким счастьем... и постоянным некоторым страданием. Юность тут рубанет с прямотой Ивана Грозного: «Любишь? Так женись». Знаю интеллигентную женщину-искусствоведа. В такой же ситуации именно этой фразой она женила на себе известного московского писателя. И, представьте себе, оба счастливы.

Веллер охватывает множество проблем: смысл жизни, слава, власть, предательство, добро и зло, ревность, страдание, искушение, грех, умопомрачение. Словом — захватывающее чтение на все случаи жизни. Может быть, самый спорный том «Эстетика». Но безусловен тезис: «В основе культуры лежит созидательный импульс человека». С кого же мы берем идеал личности? Где заимствуем модель поведения? И мы слышим от Веллера резкие, но и справедливые осуждения. Лучший человек — это тот, «у кого есть самые престижные вещи... Это психология дикаря».

Но самый мощный удар Веллер нанес по искусству, по книжкам, не имеющим эстетической или интеллектуальной ценности. Веллер жестко, даже грубо классифицировал подобное чтиво и подобные искусства — это «быдлореализм», построенный на «эстетике дегенерации».

Философ зашел в опасную сферу, где живописуется зло и уродство, и последствия здесь разрушительны — у зрителей, у потребителей такого сорта прорастает «вирус быдлореализма». Поистине наше сознание приучают к потребиловке, к потреблятству, как говорят в молодежной среде. Философ Веллер стремится писать просто, доступно, не снижая глубины обобщения. Его речь афористична. Два примера: «Бог создал поэта, чтоб власть ощущала свое несовершенство». Но нынешняя власть не прочтет поэта! «Поцелуй чиновника — это укус вампира, это причастие власти». Иногда Веллер буквально дразнит тех, кого не переносит: «Съел сучий кусок — стал сукой».

Опасная роль

По мнению Веллера, «мы, русские, не способны к эффективному государственному самоуправлению. О-па! (Татарин, еврей, грузин — все мы здесь русские в России)». Философ исследовал человеческий тип — унтерменш. Его главная особенность — он, «с недоразвитым социальным инстинктом». И вот справедливый выстраданный приговор Веллера: «Исконное воровство, кумовство, коррупция, продажа страны на вынос за бугор, поразительное по циничности воровство власти в астрономических, неправдоподобных размерах. Унтерменш из любой страны сделает страну третьего мира». Такова наша перспектива. Вот куда мы идем.

Философ, путешествовавший на белом ослике (сначала в Разлив, а потом по Ленинградке), в беседе со своими учениками горько признавался: «Пока не распнут, не признают». И вдруг он готовит и совершает взрыв Истукана на Москве-реке. Поступок поистине спятившего с ума. За что и был распят. И те самые братки, что столкнулись с ним в бытность в пробке на Ленинградке, увидев телесюжет — акт распятия, решают спасти бедного страдальца и увозят его на своем «БМВ», и на каком-то загородном километре машина кем-то уничтожена.

Слава богу, Михаил Веллер жив, здоров. Он может совершить взрыв — всего лишь в сознании и в мыслях читателя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру