Собственный «Приз прессы» учредили и журналисты, которых собралось на фестивале под 300 человек. Сообщить эту новость в прямом эфире телеканала «Интер» на всю Украину организаторы упросили меня. «Как самую старшую из присутствующих здесь дам?» — пошутил я цитатой из кинокомедии. Замыленные организаторы в шутку не въехали и стали оправдываться — мол, не подумайте, г-н Гаспарян, ничего плохого! Я и не думал. С телеведущей Эвелиной Бледанс мы смело вышли в эфир, весело размахивая перед камерой будущим призом — статуэткой морского конька работы Олега Пинчука, скульптора, творящего в Украине не менее вдохновенно, чем еще недавно у нас творил Зураб Церетели.
Внушительное медийное посольство, столь же разношерстное, как и состав участников конкурса, на самом деле очень вдохновилось, посмотрев и послушав первый день конкурса. Сошлись во мнении, что настолько сильного и профессионального состава в последние годы не удавалось собрать ни на одном из известных и раскрученных конкурсов. Оттого еще обиднее, что в России «Крым Мюзик Фест» пока не идет в прямом эфире, а будет показан как телефильм «по итогам».
Первый день конкурса тем временем был наиболее «невыигрышным» для участников. В отличие от раскрученных и хорошо принимаемых ухом мировых хитов, которые еще предстоит спеть, артисты показывали «оригинальные произведения» — те самые, где нужно отразить «богатство национальных музыкальных традиций своих стран и континентов». Тем не менее неизвестные песни были исполнены большинством участников с такими вдохновением и энергетикой, настолько затейливо и профессионально, что зал не жалел ладоней для аплодисментов. В явной группе лидеров оказались: участница от России Виктория Черенцова, казахстанская группа Rin’Go, кенийская Penta Kenya, певец из Индии Нихил Дсуза, американец Дилан Ллойд. Но подлинной фавориткой вечера стала темпераментная и голосистая Каролина Сото из Чили, которую зал принимал овацией настолько бурной, что все исподтишка стали коситься на Пугачеву, Галкина, Ротару и Леонтьева, вместе взятых, мол, не обидели ли чем ранимых суперзвезд?
Суперзвезды в свою очередь подложили прессе и зрителям маленькую свинью. Все ожидали голосования жюри в реальном времени. Но Пугачева как худрук конкурса предложила вдруг изменить условия, сделать голосование тайным и объявить лишь итоговые оценки в финале. София Ротару как председатель жюри молчаливо приняла «монаршью волю», спорил только Валерий Леонтьев, но его слушать не стали. Демис Руссос, Глория Гейнор, Александр Бард тактично промолчали, решив, видимо, что неча со своим уставом да в чужой монастырь. По отношению к конкурсантам это решение, возможно, и справедливо, и Алла, конечно, в первую очередь думала о них. Но, с другой стороны, зрителей и прессу лишили динамики соревновательной интриги, этих «взлетов и падений», «догонялок и перегонялок», что всегда заставляет публику напряженно следить за развитием интриги.
Прибывшие на конкурс звезды, почувствовав, видимо, что внимание все больше переключается на ярких конкурсантов, уже к третьему дню мероприятия как-то сдулись и почти перестали эпатировать зрителей и прессу, засев в гостиницах и на виллах, будто лягушки в тягучем болоте. Безмятежно наслаждались последними лучами летнего крымского солнца. До последнего держался разве что Филипп Киркоров. На очередную репетицию он прибыл в маечке с аппликацией английской королевы Елизаветы I. Светские хроникеры, ухватившись за «сенсацию», придумали мульку, как Киркоров «променял» Путина на Лизу (имелась в виду маечка от Симачева с аппликацией Путина в розочках — сносилась, видать)...
Концептуальным обрамлением «этнического» конкурсного дня стали выступления Русланы, открывшей мероприятие, и Горана Бреговича, шикарно закрывшего вечер традиционно убойной балканско-цыганской разлюли-малиной экстра-класса. После вечеринки, как всегда реактивная, Руслана рассказала «ЗД», что с ней в последнее время происходят странные вещи. «Все-таки гуцулы мне передали какую-то мистику», — заговорщически зашептала она мне на ухо. То, говорит, вещие сны ей начали сниться, то предвидения одолевают, то на концертах аппаратура постоянно ломается. «Не выдерживает моей энергетики, понимаешь!» — сделала вывод. Не являясь специалистом в этом вопросе, я посоветовал Русе обратиться за советом к Алле Борисовне, у которой тоже всякое бывало, и даже тух вечный огонь на мемориалах при ее приближении... И предложил все-таки поболтать на главную тему дня — о конкурсе «Крым Мюзик Фест» и его этномузыкальной подоплеке.
* * *
— Руслана, похоже, ты как в воду глядела, когда отправилась выигрывать на «Евровидение» в
— Да, ты прав, я была первая. И, кажется, последняя! Ха-ха-ха.
— Кстати, да. А почему? Страна ведь действительно имеет колоритнейшую музыкальную этническую традицию. Если посмотреть на Балканы, там даже в академический хард-рок умудряются вплести нотки «народности»...
— Мне кажется, стыдятся! И смешно, и печально. Этника в Украине осталась, кажется, только в андеграунде.
— То есть мы сейчас веселимся на андеграундном фестивале? В компании с Софией Ротару, Пугачевой, Валерием Леонтьевым, Глорией Гейнор, Демисом Руссосом...
— Они ушли в подполье! Ха-ха-ха. Может, конечно, благодаря своей масштабности «Крым Мюзик Фест» сможет изменить эту грустную тенденцию. Но в стране этническая музыка вообще не приветствуется, в каком бы формате ты ее ни делал — аутентичном, синтетическом, не важно. На радио мне, например, сказали, что Брегович уже отжил свое. Я аж обомлела от этой глупости! Всем наперекор я сделала с Гораном потрясающий дуэт. Мы записали «Рiдний Край», Ротару ее пела всю жизнь. Скоро будем снимать клип с хором Вирского — нашими народниками, 90 человек!
— Руслана в Украине подвергается преследованиям по музыкально-форматным мотивам?
— Скорее стала жертвой второсортного поведения, которое присуще недалеким людям, оказавшимся волею судеб у руля музыкальной политики в стране — на тех же радио, телевидении и т.д. Но вопреки всему я осталась верна экзотике, мне абсолютно все равно, и я не собираюсь ждать, пока какие-то «товарищи» созреют и поймут, в чем вся прелесть и важность этого направления.
— С другой стороны, есть «товарищи», которые создали «Крым Мюзик Фест»...
— Честь им и хвала! Хорошо, что ты не один в поле воин.
— Кстати, не только в Украине заметно пренебрежение к собственным музыкальным традициям. В России, скажем, те же «Бурановские Бабушки» два года прорывались на «Евровидение», похоже, уже и не прорвутся, а страну в итоге представляла пустышка псевдомодного формата...
— Кстати, я взяла в свой новый альбом и русские мотивы!
— Да ну! Значит, будем тебя отправлять на «Евросонг» теперь и от России?
— Ха-ха-ха! Вообще-то я девушка безбашенная, я и не такое могу! В новом альбоме будет звучать один из самых ярких русских мотивов — пока не скажу какой, пусть это останется маленьким секретом до премьеры. Это одна из самых популярных танцевальных русских мелодий. Я поехала в Америку, встретилась там с настоящими легендами — Тони Левин из King Crimson, Расти из Sly And The Family Stone, который придумал вообще фанк и слэп на гитарах. Понятно, что им всем уже за 60. Мы сели в студии, я говорю: ребята, стоит задача сделать русский мотив так, чтобы все рухнули. Они, все черные музыканты, берутся за инструменты и играют русский мотив ТАК! Я обомлела! Они прибавили своего черного темперамента, всей этой фанковой эстетики. И удивительна реакция здесь, когда я рассказала про этот проект. Мне стали говорить: фу, отстой, зачем тебе это надо, спятила, что ли?! А я им говорю: вы, ребята, все обломаетесь, когда я сингл выпущу и сделаю номер со всеми танцами и оформлением.
— Когда премьера?
— Скоро. Рабочее название у альбома «Массовые танцы». Я собрала популярные мелодии, которые ассоциируются с разными славянскими странами. Это модернизированная этника, и посмотрим, как под такую музыку будут зажигать даже самые отчаянные модники на танцах. Все скептики умоются! Они выезжают за рубеж и не понимают, какими маленькими, никчемными и ничтожными они там становятся со своими international hits, которых и без них там хватает. Спасение именно в этнике! Именно ее надо развивать, модернизировать. Во всем — в поп-музыке, в рок-музыке. Даже в классике! Почему Чайковский признан во всем мире? С одной стороны, его музыка гениальна, академична, с другой — абсолютно этнична, в чем и вся прелесть!
— Как бы там ни было, но именно ты открыла своим выступлением первый конкурсный день, что символично — и драматургически, и как признание твоих заслуг. Удачи! И с нетерпением ждем твоей очередной премьеры!
Материалы по теме: Кому еще понадобилась Пугачева?