Сергей Лобан обратил на себя внимание несколько лет назад, когда вместе со своей многочисленной творческой группой буквально на коленке и за три копейки сделал фильм «Пыль». Это фантастическая история об инфантильном очкарике (непрофессиональный актер, зато гастроэнтеролог и панк Алексей Подольский) в футболке с котом на круглом животе, которому сотрудники спецслужб предлагают за небольшую сумму денег пройти некую процедуру. В результате очкарик на какую-то минуту чувствует себя распрекрасным качком, а когда эффект от облучения улетучивается, ищет новые пути пройти процедуру снова и снова.
Новый фильм Лобана разорвался на Московском международном кинофестивале зарядом в несколько килограммов отборной, чистой, как горный родник, человеческой радости. Все три с половиной часа (а именно столько длится фильм), с десятиминутным перерывом ровно в середине, на экране происходит действо, которое не дает тебе ни секунды отдыха.
Разбитый на четыре части («Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество»), набитый под завязку ударными диалогами, сплошь состоящими из афоризмов, и экстравагантными главными героями, сплошь состоящими из противоречий, «Шапито-шоу» последовательно рассказывает историю попадания на один и тот же крымский курорт очень разных, но поголовно безумно обаятельных главных героев.
В первой новелле — парочка блогеров (один из них — все тот же Алексей Подольский), познакомившаяся в Интернете. Во второй — компания слабослышащих друзей, работавших в хлебопекарне, пока один из них не обиделся и не хлопнул дверью. В третьей — юный балбес и его решивший вдруг объявиться отец, известный артист (играет Петр Мамонов), который в воспитательных целях затащил свое чадо далеко в горы. Наконец, четвертая, в которой на первый план выходят двойник Виктора Цоя и его продюсер, решивший заработать денег на крымских гастролях. Эта же часть объединяет всех прежних героев под одним шатром, на котором горит вывеска «Шапито-шоу» и которым заведует шарообразный мужчина в малиновом пиджаке (конечно же, Стас Барецкий).
Чтобы добавить сходства с шапито, каждый из героев на протяжении фильма вдруг оказывается на сцене этого шатра исполняющим какой-нибудь нелепый танец и остроумную песню, после чего обязательно скрывается в ярком пламени.
Все 3,5 часа картины довольно сложно вписать в небольшую газетную заметку. Еще сложнее описать происходящее на экране так, чтобы со стороны это не выглядело полным бредом. Тем более что по существу, кроме «вау!» и «охренеть!», сказать тут особо нечего.
Но если совсем коротко, то, кажется, фильм про то, как в определенный момент обстоятельства складываются таким образом, что буквально каждому из нас хочется обвинить весь мир и конкретного человека перед собой в подлости и предательстве. И что в конце концов все будет хорошо.