Снят, уволен, разоблачен
Действительно, сезон-2010/2011 войдет в историю как самый скандальный и разрушительный. Остается только задать вопрос: это начало конца или мы вошли в пике? Как бы то ни было, но именно в этот сезон не театральные премьеры потрясали Москву, а закулисные дрязги с перспективой открытия уголовных дел.
Хроника событий:
— арест директора Театра кукол им. С. В. Образцова; артисты Театра им. Образцова постоянно судятся с администрацией;
— труппа Театра им. Станиславского травит очередного худрука и добивается снятия Галибина;
— актеры Театра им. Маяковского требуют отставки худрука Сергея Арцибашева; добровольный уход С.Арцибашева в отставку;
— после финансовой проверки снимают директора Малого театра;
— артисты Театра на Таганке публично требуют от своего худрука Юрия Любимова заплатить причитающийся им гонорар за работу на фестивале в Праге; открытый конфликт и уход Любимова из театра;
— финансовые проверки столичных театров фиксируют злоупотребления и нарушения.
Выводы — впереди.
И все это случилось там, где, казалось бы, со времен переделов жестоких 90-х было надежно-спокойно. Как за спиной крепкого мужика, который все в дом, для которого семья — все… Разборки раздирали киношников, в какой-то степени арт-рынок, но репертуарный театр — этот Дом! — всегда оставался неприступной крепостью. Конечно, внутри, за стенами, прыгали свои черти и ползали свои тараканы, по старинке плелись милые интриги, но на общем фоне все это имело невинный вид младшей группы детского сада. Недавно я поймала себя на мысли, что благодаря Дому театральных людей не так сильно задели жесткость и несправедливость перестроечной разрухи-неразберихи, а лишь по касательной. Вроде было, но не так больно, как другим, — театр прикрыл.
А Константин Сергеевич тут ни при чем
И вдруг грянуло — зритель не успел перекреститься. Но как у каждого театра свое лицо, так и драма с трагедией у каждого оказалась со своим характером.
Скандал по-маяковски. Интеллигентный, не шумный. Старались сор из избы не выносить, блокировали прессу.
Комментарий «МК»: Звезды Маяковки сами привели Арцибашева, сами же устыдились с ним работать. И было бы странно, если бы такие уважаемые артисты, как Симонова, Костолевский, Филиппов и другие, продолжали бы и дальше — за роли, которые, по правде сказать, безотказно получали от Арцибашева, — закрывать глаза на разрушение их Дома, художественное и особенно физическое. Обшарпанные полы и блохи в зрительских креслах стали притчей во языцех. Большинство площадей Маяковка сдает в аренду, но никакого ремонта не испытала. Могу предположить, что уход Арцибашева не такой уж и добровольный: умно-ушлые люди посоветовали испариться до начала финансовых и налоговых проверок, которые бы непременно спросили: «Где деньги, Зин?» Тогда бы ему точно светила недобровольная отставка. И не только ему, но и родному братцу в должности зама. Финал обнадеживающий — Департамент культуры назначил худруком Миндаугаса Карбаускиса, литовского режиссера, директивно придав ему директора из шоу-бизнеса. Что выйдет из альянса театра и шоу, покажет только следующий сезон.
Но дело не в братьях А., не в народных артистах со звучными именами, которые «сами поставили — сами сняли, сами поломали — сами починили», и даже не в молодом назначенце из ближнего зарубежья. А в том, что именно в это время умер Александр Лазарев, потрясающий, красивый артист, человек чести и благородства. Он единственный, кто в этой некрасивой истории вел себя исключительно. Не участвовал, отстранился: чувствовал свою вину (вместе с другими же привел худрука) — и не стал рвать «благодетеля», потому что еще вчера его целовал. Он стыдился, он был честен, он не вынес… И что бы ни говорили о случайностях и совпадениях, об операции, я уверена, что именно с уходом Александра Сергеевича Маяковка надолго уронила свое лицо. А может, и потеряла вовсе.
Скандал по-станиславскому. И Константин Сергеевич, чье имя носит самый центровой театр (метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская»), здесь ни при чем. Тут скандальная ситуация как затяжная лихорадка или хроническая подагра: всех раскорячило. Часть труппы продолжила многолетний труд по снятию худрука. Ни один не пришелся ко двору. Очередной жертвой стал Александр Галибин.
Комментарий «МК»: В Станиславском нет громких имен, которыми можно козырять. И тем подозрительнее постоянный выигрыш безымянной труппы — Департамент культуры по ее желанию меняет главных. И что это за капризная «барышня» — не угодишь на нее. А может, ей просто не везет с «женихами»? Но сдается мне, что только сильный лидер изнутри мог столько лет и так эффективно мутить воду, держа коллектив в тонусе и состоянии «фас». Вот его-то и надо поставить — тогда некому будет претензии предъявлять. Однако в эту клетку снова послали свеженького — крепкого на руку и выражения Валерия Беляковича (цитата в день назначения: «Срать я хотел на этих звезд»). Теперь посмотрим, кто кого.
Скандал по-любимовски. Месяц театр сотрясали собрания, разборки, пресс-конференции противоборствующих сторон. В результате создатель оставил свое детище, труппа добилась желаемого — назначения Валерия Золотухина.
Комментарий «МК»: Инициатор скандала — сам Юрий Любимов. Мог бы по-тихому разобраться с подчиненными на гастролях в Чехии, но мэтр предпочел внутренние проблемы коллектива превратить в международный скандал. Ну не мог отказать себе в привычке к борьбе и режиссуре. Однако просчитался: международный скандал сработал против него самого — он потерял то, что создал.
Случай исключительный, потому что в нем замешаны такие обязывающие понятия, как «основатель», «мировое имя», «авторитет», «почтенный возраст» (93), с одной стороны. А с другой — деньги, унижение человеческого достоинства. Единый фронт, каким выступил коллектив против отца-основателя, говорит лишь об одном — долго зревший нарыв прорвался. Все-таки хамское отношение к подчиненным, которое позволяли себе художник с мировым именем и его супруга, — пережиток тоталитарного режима, видимо, крепко вросший в Юрия Петровича вместе с советской системой.
В Малом театре, как объекте национального достояния, Министерство культуры постаралось обойтись без шума и тихо убрало директора, погрозив худруку Юрию Соломину строгим пальчиком. И это далеко не все, что творилось на театральных просторах в этом сезоне.
Вам конверт! Но не письмо в нем
Вот такую картину мы имеем в финале сезона. И, рассмотрев ее подробно, понимаешь, что случайностей в этом нет. Разве десять, пять лет назад директора или продюсеры не обманывали артистов, сполна выплачивали причитающиеся премиальные? Разве в художественной запальчивости не покрывали матом их на репетициях? Но Дом стоял и стенка на стенку не шла. И «желтой прессе» друг про друга стыдных гадостей с интимными подробностями не рассказывали. А теперь наступил момент — системный кризис репертуарного театра. Что-то прогнило в Датском королевстве, и хотелось бы понять, что именно? Что подпиливает, казалось бы, незыблемые опоры столь уникального явления мировой культуры, как репертуарный театр?
Универсального ответа типа «все воруют, все охамели» здесь нет. Воруют, конечно, но не все, да и не это главное: театр не нефть с газом, не за деньгами в первую очередь поступают на сцену. Но сегодня мы наблюдаем смену понятий — многие стали рассматривать театр как бизнес. То есть театр государственный, а бизнес из него можно сделать собственный. Вот только несколько примеров, как можно эффективно использовать госсобственность в личных целях. Художественная составляющая в этом бизнесе, разумеется, не предусмотрена.
Способ № 1, самый примитивный, — аренда. Дирекция сдает в аренду зал театра под: антрепризу, концерт, слет передовиков «Газпрома» и так далее. В договоре обозначается одна сумма, а наличными директору платится другая. И всем хорошо: у просителя с меньшей суммы в договоре — меньший налог и преференции на будущее перед теми, кто хочет все по-честному, а у директора — чистый нал в кармане. И, может быть, он пустит его на интересы и развитие театра! (Шутка.) Размер откатов зависит от места расположения театра: чем «центрее», тем дороже. В Москве доходит до 10 тысяч долларов.
Способ № 2, тоже примитивный, — арендаторы помещений театра. Схема способа № 1: арендаторы за «щадящий ценовой режим» каждый месяц несут хозяину госпомещений в конверте. Разумеется, не письмо.
Способ № 3, изобретательный, — билеты. Как делают умные люди: один из заместителей директора (зав. билетным столом, скажем) открывает фирму по продаже театральных билетов, ну совершенно не имеющих отношения к билетам родного театра. На самом деле выкупаются билеты из кассы по налу, а продаются совсем по другим ценам. Положенная сумма честно вносится в кассу театра, а разница тоже честно делится между «продажником» и директором, милостиво разрешившим забрать билеты из кассы. Правда, здорово? Еще и кассиру подбросят, чтобы помалкивал. А что? Кассир тоже человек.
Когда я узнала о таком чудесном способе отъема денег, я нисколько не удивилась информации, которая все активнее обсуждается в Москве — должности замдиректоров и директоров московских театров продаются и стоят недешево. Понятное дело — при такой организации бизнеса в одиночку не потянуть — и замы надежные нужны, и свои в доску бухгалтеры…
Какое-то время все живут по схеме — низы (артисты и уникальные мастера, каких в мире нет) все видят, понимают, но молчат, копя праведный гнев, продолжают выходить на сцену или работать за кулисами по установленным Минкультом тарифам. А верхи (директора, замы и даже некоторые худруки) живут своей отдельной жизнью, время от времени подкармливая нужных артистов разовыми премиями или ролями. Но рано или поздно наступает час Х: когда низы уже не могут терпеть беспредел администрации (по-русски, гиря до полу дошла), а верхи все еще хотят: зарвались и в полном неадеквате не видят себя со стороны. И вот тогда гром грянет — зритель не успеет перекреститься. Что мы и наблюдали в некоторых столичных театрах в этом сезоне.
Каждый пилит свою ножку
Впрочем, артистов не стоит считать только жертвами административного произвола и бессовестности. Ребята тоже вносят посильный вклад в разрушение театра. С одной стороны, крепко сбитая стая артистов теперь регламентирует поведение других худруков и режиссеров, посылая им внятный мессидж: с вами, ребята, будет то же, что и на Таганке.
С другой — актеры, прежде всего именитые, на которых держится касса, нещадно и бездумно эксплуатируют собственную популярность, снимаясь направо-налево и играя в антрепризах. Но можно ли упрекать людей в желании заработать как можно больше (не для себя же, для семьи) и переиграть все-все? Все-таки можно, когда видишь любимые медийные лица с усталыми пустыми глазами на сцене, работающие на одних штампах и докатившиеся до рекламы туалетной бумаги и унитазов.
Кто заказывал похороны?
Если система дала сбой, прохудилась, ее надо менять? Ясное дело! Революционно настроенная часть профессионалов и театральной общественности готова похоронить репертуарный театр как источник зла. Но это старо, неумно и непатриотично по нескольким причинам: во-первых, все революционные действия на территории России всегда плохо заканчивались, мы до сих пор пожинаем их плоды. Во-вторых, не стоит ломать то, что не тобой построено. Наконец, стоит подумать о международном авторитете страны — кроме нефти, автомата Калашникова, водки и репертуарного театра, ей по большому счету предъявить нечего. «А также в области балета…» — как ни надоело, а звучит пока еще актуально.
Не хоронить надо репертуарный театр, а реформировать — это как никогда стало понятно именно в этом сезоне. Не присылать кризисного менеджера от бизнеса, не собирать съезды с бесконечными докладами. Нужна грамотная, юридически обоснованная контрактная система, которая должна наконец урегулировать взаимоотношения работодателя и творческого работника, чтобы они друг друга не кушали. Не говоря уже о выводе театров из-под бесполезно-мучительного 94-го ФЗ. Не говоря о создании кадрового резерва худруков и главных режиссеров (сегодня это в основном очень пожилые люди). Да много чего надо. Вопрос: кто этим будет заниматься? Если опять непрофессионалы театра или радикально настроенные экспериментаторы — репертуарный театр точно помрет.
Лично мне совсем не хотелось бы прийти в пустую холодную коробку исторического здания какого-нибудь московского театра, куда разные фирмы по очереди будут завозить свет, звук, декорации, буфет… Куда прибегут случайные и неслучайные артисты, тоже бегающие по таким же коробкам, и сыграют в меру таланта и совести что-нибудь из прошлой-настоящей жизни. Уже скучно… Все-таки хочется, чтобы театр оставался нас возвышающим обманом!
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ “МК”
СЕЗОН-2010/2011
Мэтры
1. Лучшая мужская роль — Леонид Каневский (Городничий, “Ревизор”, Театр на Малой Бронной), Дмитрий Певцов (Генрих II Плантагенет, “Аквитанская львица”, “Ленком”)
2. Лучшая женская роль — Ольга Остроумова (Бабушка, “Я, бабушка, Илико и Илларион”, Театр им. Моссовета)
3. Лучшая мужская роль второго плана — Сергей Сосновский (Сорин, “Чайка”, Театр п/р О.Табакова)
4. Лучшая женская роль второго плана — Евгения Симонова (Тамара, “Враги. История любви”, “Современник”)
5. Лучший спектакль — “Пер Гюнт” (реж. Марк Захаров, “Пер Гюнт”, “Ленком”). “Враги. История любви” (реж. Евгений Арье, “Современник”)
Полумэтры
1. Лучшая мужская роль — Анатолий Белый (Егор, “Околоноля”, Театр п/р О.Табакова), Сергей Юшкевич (Герман Бродер, “Враги. История любви”, “Современник”)
2. Лучшая женская роль — Алёна Бабенко (Антонина, Сюзанна, “Время женщин”, “Современник”)
3. Лучшая мужская роль второо плана — Павел Ворожцов (Треплев, “Чайка”, Театр п/р О.Табакова)
4. Лучшая женская роль второго плана — Марина Зудина (Аркадина, “Чайка”, Театр п/р О.Табакова), Александра Захарова (Озе, “Пер Гюнт”, “Ленком”);
5. Лучший спектакль — “Околоноля” (реж. Кирилл Серебренников, Театр п/р О.Табакова)
Начинающие
1. Лучшая мужская роль — Антон Шагин (Пер Гюнт, “Пер Гюнт”, “Ленком”), Дмитрий Седых (Верховенский, “Бесы”, Театр на Малой Бронной)
2. Лучшая женская роль — Александра Ребенок (Журналистка, “89—93” (“Сквоты”), театр. Dok)
3. Лучшая мужская роль второго плана — Павел Акимкин (“Город.ок”, Международный театральный фестиваль им. Чехова)
4. Лучшая женская роль второго плана — Надежда Лумпова (Бабушка, “Бабушки”, театр “Практика”);
5. Лучший спектакль — “Время женщин” (реж. Егор Перегудов, “Современник”)
Другие номинации
1. Фестиваль — фестиваль театров малых городов России (Театр Наций)
2.Малая сцена — “Прокляты и убиты” (реж. Виктор Рыжаков, МХТ им. Чехова);
3. Экспериментальный спектакль — “Город.ок” (Международный театральный фестиваль им. Чехова);
4.Детский спектакль — “Летучий корабль” (реж. Тереза Дурова, “Театриум на Серпуховке”);
5. Ансамбль — Людмила Крылова, Светлана Коркошко, Таисия Михолап (Евдокия, Гликерия, Ариадна, “Время женщин”, “Современник”, Другая сцена);
6. Хореограф — Алла Сигалова (“Кастинг”, Театр им. Моссовета);
7. Сценограф — Алексей Кондратьев (“Пер Гюнт”, “Ленком”);
8. Человек года — Евгений Миронов.