На первый взгляд питерский кинофорум — это Московский международный кинофестиваль наоборот. У него даже президент — заслуженный режиссер Алексей Герман, известный своим неприятием ситуации, сложившейся в нынешнем Союзе кинематографистов. Но это только на первый взгляд. Потому что если копнуть глубже, то проблемы у обоих фестивалей примерно одинаковые, а самая первая из них, конечно же, проблема со стилем.
ММКФ давно страдает от мегаломании, становясь заложником собственной же истории, не позволяющей так просто расстаться с определением «класса А» в классификации. Это выливается в огромное количество фильмов, среди которых немало интересных, но, к сожалению, отсутствует внятный алгоритм, как именно их искать в толстой программе фестиваля. Кинофорум по сравнению с ММКФ фильмов показал меньше, а зрителей, если верить организаторам, собрал немногим меньше (60 000 в Москве против 40 000 в Питере). Правда, и билеты на сеансы в Петербурге были куда дешевле, а на некоторые программы распространялись и вовсе бесплатно. К тому же наверняка сработал эффект новизны и устоявшийся бренд Санкт-Петербурга как культурной столицы. Именно это помогло привлечь на фестиваль Стефанию Сандрелли, которая тридцать лет отказывалась приезжать в Россию и сделала исключение только ради Петербурга, и Орнеллу Мути, которая сама обратилась к организаторам с просьбой включить ее в состав основного жюри.
И все равно Петербургу не удалось отойти от неприятного уклона в буффонаду. Все мы привыкли к бессмысленным и беспощадным банкетам для московской публики, но для того, чтобы описать представление, которое устроили для иностранных гостей (среди которых на тот момент не было уже ни Настасьи Кински, ни Кароль Буке, ни даже Орнеллы Мути — она как раз в этот день летала на переговоры с Вуди Алленом, пригласившим актрису сниматься в новом фильме) в Петергофе, — двух слов не хватит. Там много чего было: и салют, и огромный сом из фольги, плавающий в пруду вокруг фонтана «Самсон», и сотни метров парчи, пошедшей на карнавальные костюмы для реконструкции комической оперы, которую якобы разыгрывали при дворе Петра, и попурри из популярных классических мелодий за последние три столетия. Не было на этом празднике жизни только Валентины Матвиенко, которая отсутствовала по причине «командировки в Москву».
Впрочем, случай с Петергофом так и остался исключением. Остальные площадки фестиваля — будь то премьерный показ фильмов в Михайловском театре, банкет после церемонии закрытия в холле Этнографического музея или организованный поход в Мариинский театр — полностью отвечали поставленной задаче. Красиво, легко и ну очень культурно. Не считая певших под фонограмму Филиппа Киркорова и Анну Нетребко на открытии.
Кинофоруму еще есть чему поучиться у того же ММКФ. В первую очередь организованности, чтобы больше не повторилась ситуация с отсутствием английских субтитров или внезапной отменой интервью. Но у него, безусловно, есть потенциал: делая и дальше упор на строгую концепцию отбираемых фильмов и аккуратное использование достопримечательностей Северной столицы в качестве приманки западных звезд, он может со временем вырасти до по-настоящему значимого события. Но тут конечный результат во многом зависит уже не только от качества показанных фильмов, но и от того, как именно на кинофоруме скажется «командировка в Москву» Валентины Матвиенко.