Поставив во главу угла конкурса этого года жанровое кино, отборщики, с одной стороны, упростили себе задачу, с другой — взвалили на себя дополнительный риск. Если в авторском кино у режиссера есть возможность спрятаться за формулой “я так вижу”, то, берясь за жанр, он такой возможности, конечно, лишается.
Так произошло с Романом Каримовым, наделавшим много шума со своим дебютом “Неадекватные люди”, снятым на минимальные средства. Тогда Каримову удалось почти невозможное: заставить актеров в российском кино говорить и поступать так, как говорят и поступают в жизни. На одной только животной естественности тот фильм, внешне недалеко ушедший от картинки обычного телесериала, держал в напряжении до самого конца. С тех пор Каримов решил попробовать себя в новом жанре — черной комедии под названием “Вдребезги”. С ней он впервые и попал в конкурс “Кинотавра”.
Сделанный вроде бы по всем законам фильмов категории “Б”, бережно хранимым Квентином Тарантино, “Вдребезги” задумывался как три отдельные новеллы, переплетенные в одну ближе к финалу. В первой две девочки-подружки, сбежавшие из психушки, подсаживаются в фургон к маньяку и случайно прокалывают его шампуром на повороте. Во второй — злословный радиоведущий (Никита Дювбанов), делающий себе рейтинг на оскорблениях слушателей в прямом эфире, попадает в руки своих неблагодарных поклонников, которые намерены с головой закатать его в гипс. В третьей разыгрывается любовный треугольник — муж (Иван Николаев), жена (Равшана Куркова) и любовник (Артем Ткаченко), — разрешающийся с помощью отцовского пистолета. Что поражает больше всего, так это то, насколько все происходящее на экране катастрофически несмешно. А учитывая, что вторая новелла снята в подвале ночью, так еще и почти ничего не видно. Фильм оживает только ближе к финалу, когда режиссер начинает делать паузу между несмешными шутками, чтобы показать небольшие кусочки из жизни своих героев. Тогда-то обычный диалог двух героинь о мужьях и любовниках снова превращается в увлекательное зрелище, в котором интересна любая ремарка. Подобные проблески плюс удачный финал и действительно смешной Артем Ткаченко оставляют надежду, что ничего страшного не случилось, а талантливый режиссер просто промахнулся с жанром.
Про еще один фильм конкурса — “Мой папа — Барышников” Дмитрия Поволоцкого — сказать практически нечего, кроме того, что он, конечно, вполне милый и скорее получился, чем нет. Главный герой Боря Фишкин — ученик балетного училища при Большом театре времен перестройки. Самый низкий и слабый в классе, он получает все возможные тумаки и подколы. Но однажды его мама (очень органичная с накрученными на бигуди кудряшками Анна Михалкова) приносит сыну кассету с записью выступления антисоветчика Михаила Барышникова, и дела Бори Фишкина резко идут в гору. Хочется надеяться, что и у сыгравшего его юного артиста Дмитрия Выскубенко все тоже сложится неплохо. Приз “Кинотавра” для него был бы вполне демократичным решением, учитывая невыдающийся уровень остальных мужских ролей. Хороши персонажи в “Громозеке” Владимира Котта, но их сразу три и они вполне равнозначны, а дать приз Федору Бондарчуку за роль двадцатилетней давности будет хоть и красиво, но все же нескромно.
Зато с женскими ролями на “Кинотавре” пока нет никаких проблем. Здесь одна из фавориток — Ольга Дыховичная, сыгравшая главную роль в самом неоднозначном фильме фестиваля — “Портрет в сумерках” Ангелины Никоновой. Снимать пришлось собственными силами и на два фотоаппарата. Перед показом режиссер пояснила, что буквально заболела сценарием, который они написали в соавторстве с Ольгой Дыховичной. Только по-настоящему болезненной увлеченностью темой можно объяснить завидное упорство, с которым Никонова годами искала возможность снять историю изнасилованной женщины, влюбляющейся в собственного насильника. В фильме достаточно и концентрированного феминизма, и отвращения к жизни в принципе. Жесткая сатира то и дело проваливается в нудноватые монологи, а бытовые реплики без воли автора вызывают смех. Но не отменяет того факта, что для восприятия в полной мере фильм, кажется, доступен только женщинам, а также не рекомендуется к просмотру лицам до 16.