Премия “Национальный бестселлер” существует с 2001 года — вот поэтому в год десятилетия учреждена премия за весь период. Только вдуматься — книга десятилетия! Но интрига тут в том, что представленные в шорт-листе книги — 10 лауреатов премии “Нацбест” за эти годы. И часто эти книги — далеко не самые лучшие произведения их авторов. Особенно это касается Захара Прилепина (сборник рассказов “Грех”), Виктора Пелевина (“ДПП
Члены жюри? Эдуард Лимонов (его бритоголовые охранники умеют прекрасно одеваться на официальные мероприятия — никаких черных футболок, а костюм и все, как надо). Ирина Хакамада, ведущая себя по-женски кокетливо, умную-разумную из себя не строящая и ищущая в современной литературе “хороший, почти классический русский язык, энергию современности и трогательность”. Валентин Юдашкин (единственный проголосовал за Пелевина!). А также Леонид Юзефович, Владимир Коган, актриса Александра Куликова, бизнесмены Сергей Васильев и Андрей Галиев, писатель Илья Штемлер, основатель премии Константин Тублин и — паба-дабам! — председатель жюри помощник Президента РФ Аркадий Дворкович.
Победителю должно было достаться $100 000. У кого были шансы? По писателям отлично “прошелся” ведущий церемонии Артемий Троицкий — если на попсовой презентации его высказывания можно счесть шуткой, то среди интеллигентных людей они звучали грубостью и глупостью. Быкова назвал качественным графоманом, Проханова ненормальным, Юзефовича — нашим Дэном Брауном и поп-писателем.
Перед церемонией “МК” пообщался с двумя писателями, у которых, казалось бы, не было шансов. Эдуард Кочергин, театральный художник, автор книг, основанных на воспоминаниях его детства. “Среди лауреатов много хороших книг, я бы их посоветовал почитать своим близким. А насчет премии — да нет! Я не писатель, я художник! “
Захар Прилепин:
— Шансов нет. Если бы я получил в свое время “Нацбест” за “Санькю”, я сюда пришел бы за премией. А с “Грехом” было бы странновато. С точки зрения логики и честности надо давать Проханову, но дадут Пелевину. Тот, кто получит премию, является одной из ключевых фигур русской литературы.
Но никто не мог ожидать, что у Эдуарда Кочергина будет два голоса! А в последний момент у Захара Прилепина — три! Захар понятия не имел, кого на самом деле назовут ключевой фигурой новой литературы. Потрясая упитанным портфелем с купюрами, он сказал, что эта премия — поддержка материнства! Ведь в июле у Захара Прилепина родится четвертый ребенок. Поздравляем!