Пионерский джаз

В мае этого года Владимиру Сергеевичу Локтеву, создателю знаменитого пионерского «Ансамбля песни и пляски», исполняется 100 лет

Локтев великий музыкант, создавший уникальную систему образования, которая во многом превосходила официальное образование. В государственной системе человек должен сначала закончить музыкальную школу (10 лет), затем музучилище (4 года), консерваторию (5 лет) и лишь тогда, после 21 года учёбы, может выйти на сцену и вы­ступать.

В мае этого года Владимиру Сергеевичу Локтеву, создателю знаменитого пионерского «Ансамбля песни и пляски», исполняется 100 лет

У Локтева было не так. Ребёнок осваивал инструмент за 2 – 3 года и сразу садился в оркестр Ансамбля, который выступал на лучших площадках, с лучшими музыкантами страны. Так, я не­делями «не выле­зал» из Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлёвского Дворца Съездов, в которых по нескольку дней готовились правительственные концерты, и в них выступали сплошь Народ­ные артисты СССР. По идеологическим канонам того времени нужно было, чтобы весь народ – рабочие, колхозники, воины московского гарнизона, дети, - славили режим за то, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Все эти группы были представлены на правительственных концертах. Так вот детей всегда представлял Ансамбль Локтева. Мы неделями не появля­лись в школе, проводя время за кулисами Большого театра и других роскошных залов. И весе­лыми плясками и песнями приветствовали партийных чиновников и в этих песнях всегда благо­дарили партию за «наше счастливое детство»:

В стране советской дети,
Счастливей всех на свете
Мы весело смеемся,
Танцуем и поём.

Понятное дело, у совет­ских детей заботами партии иной жизни и не могло быть. Но мы все жили в комму­налках (у нас было 13 соседей), в крошечных комнатах (13 мет­ров на 7 человек), в страшной нищете и голоде. Из наших квартир по ночам про­падали соседи - из нашей был арестован врач И.О. Левин, по делу врачей и художник В.Ю. Кащенко. Но это всё за­глушалось радостными криками ликования и славословий.

И все же у меня не поднимается рука, чтобы бросить за это упрёк своему учителю. У Лок­тева в то время не было другой возможности сохранить Ансамбль и работать с детьми. Он вынужден был сла­вословить Ленина и партию, чтобы исполнять другой, нормальный репертуар. Величайшие композиторы в то время обязаны были принимать участие в хоре славословий коммунистическому режиму. Вспомним знаменитую «Кантату к 20-ле­тию Ок­тября» С. Прокофьева, написанную на слова Маркса, Ленина и Сталина. Или песню Д. Шостако­вича «Сталину слава!».

Локтев, как дворянин (его отец был директором императорских театров) по со­ветским законам попадал в категорию «лишенцев», а люди с этим клеймом могли работать только на заводе. Лишенцам запрещали поступать в вузы. Во всех государственных конторах проводились.«чистки», комиссии «вычищали» госконторы от «лишенцев». Локтев, обладая феноменальными музыкальными способностями, 5 лет поступал в консерва­торию. И только после того, как он отработал 4 года рабочим и получил характери­стику от парткома, смог поступить в консерваторию и закончил её с золотой медалью.

Я бы причислил Локтева к джазменам по трём параметрам:

1). Кроме прекрасного, мелодического мате­риала, который Локтев сам обрабатывал для нас, а это была музыка таких корифеев, как Чайковский, Рахманинов, Григ, Штраус. Он сделал много об­работок музыкальных жемчу­жин мирового фольклора – французские, поль­ские, финские, корей­ские и песни других наро­дов. Мудрый Локтев, понимая, что коммуни­сты никогда не позволят Ансамблю сыграть Гершвина и Эллингтона, включал в репертуар экс­татическую музыку с чумо­вым драйвом под ви­дом песен стран мира. Локтев с таким драйвом играл индий­скую «Песню дождя», что когда хор пел при­пев на словах: «Ураг-таг, Ур-таг-сагы», мурашки бежали по телу.

Сейчас бы я сравнил этот припев по силе воздействия с риффами «Deep Purple». С таким же драйвом Ансамбль исполнял «Гуцульский та­нец». Сейчас такую экста­тическую музыку Карпат демонстрирует Эмир Кустурица со своей груп­пой, играющей в стиле «unza-unza». Но тогда дух за­хватывало от того драйва, с которым тан­цоры выплясывали закарпатские ритмы.

2). В джазовых темах преобладает ма­жор (примерно 95%), и очень мало минора (только 5%). В СССР наоборот – почти все песни минорные, и только 5% мажорных. Раньше в России, даже каторжные песни («По диким степям Забайкалья»), даже песни про смерть ямщика- («Степь, да степь кругом»), были мажорными. Приход в Россию минора, связан с революцией. Тогда же стал популярным клезмерский, хасидский минор. (Такие песни, как «Катюша», «Спят курганы тёмные», «Прощание славянки» - переделки хасидских нигуним). И, если джаз, произошедший от христианского спиричуэлза, весь в мажоре, ибо уже пришёл Мажор-Христос, то в советской песне уже нет Мажора, а появляется минор ожидания мифического коммунизма, как хасиды ждут в миноре своего Мессию. Так вот песни Локтева все были мажорные. И, хотя они порой славили страну Советов, но часто это были аб­солютно нейтральные песни о походах, о костре, палатке и ноч­ном небе. И их вполне могли бы петь и скауты, у ко­торых коммунисты украли все пионерские символы (галстук, пионерский салют, приветствие «Будь го­тов!», - «Всегда го­тов!» и летние лагеря с палатками и костром, которые практиковали скауты). Конечно, локтевский оптимизм скорее можно отнести к радостному, цельному восприятию детства, чем к коммунистической системе.

Мой приятель-композитор как-то заметил: «Ну, ка­кой же Шаинский — детский компо­зи­тор? Ведь детское мышление очень солнечное, радостное, а у него все пес­ни траурные, построен­ные на малых стонущих секундах: "Пусть бегу-у-ут не­уклюже пешехо-о-оды по лужам...» Ви­димо, советским детям без Бога тяжело жилось, поэтому Шаин­ский и был так попу­лярен. Сейчас его песни не поют. Так вот, парадокс Локтева в том, что в голодную эпоху у него песни надежды – мажорные, а в относительно сытую эпоху 70-х, без Локтева, детские песни стали минорными, со стонущими малыми секундами.

3). Локтев по жизни джазмен. Он любую, самую сложную ситуацию мог взорвать джазовой им­провизацией. Моя сестра – Тоня Степурко, которая играла в Ансамбле на домре раньше меня, рассказала как в 1955 году на гастролях Ансамбля в Прибалтике, в Риге, при пересадке с москов­ского, на местный поезд, возникла большая пауза. Все изнывали от жары и ожидания, сидя на чемоданах на привокзальной площади. Вдруг, Локтев встал и, как бы напряжённо что-то ища, загля­дывая в разные места, пошел по площади. Конечно, всем было интересно, что же он ищет, и за ним выстроилась змейка. Скоро в этой змейке оказался весь Ансамбль, и она изви­валась восьмёр­ками и другими замысловатыми фи­гурами, которые он выделывал по площади. Тоска кон­чилась, все забыли про томительное ожидание и началась увлекатель­ная игра, превратившая уны­ние в праздник. И волшебником, сумевшим претво­рить скуку ожидания в увлекатель­ную игру, поразившую всех рижан, – был Локтев.

Ещё она вспомнила, как Локтев в пионерлагере, куда вывозил на лето Ансамбль, играл в пинг-понг. Когда он проигрывал, а проигравший должен лезть под стол, он вдруг начинал гово­рить: «Смотрите дождь пошёл». И все дружно лезли под стол прятаться от локтевского дождя. Под столом начиналась возня, толкотня и все смеялись до упаду. Ну а знаменитые локтевские капустники – это настоящий джаз. Лок­тев мог нарядиться старцем с бородой и морочить всем голову, или он, схватив зубами нож, начинал отплясы­вать лезгинку. Или показ на капустнике фильма с эпизодом на рыбалке в Артеке, когда лодку так качало, что с девочкой случился конфуз и её стошнило, а кто-то в этот миг поймал рыбу, а В.С. Чунин, всё бесстрастно снимает на 8-ми миллимет­ровую камеру. При показе этого фрагмента на капуст­нике, находчи­вый Локтев так откомментировал этот эпизод: «Посмотрите, вот кто-то ловит рыбу, а кто-то её кормит». И зал взорвался гомерическим хохо­том.

И такая джазовая атмосфера в ансамбле привела к тому, что именно из ансамбля вышла славная когорта московских джазменов. Барабанщик Владимир Филатов (лауреат джазового кон­курса VI М.Ф.М.С. 1957 год), Александр Бухгольц, (ги­тарист ансамбля «Мелдодия» п/у Г. Гараняна), басист Адик Сатановский (Золотая восьмёрка ЦДРИ, бенд В.Людвиковского), Анатолий Герасимов (играл в США с ор­кест­ром Д. Эллингтона, Т. Джонса и М. Льюиса, и со звёздами мирового джаза с Ч. Бэйкером, Ж. Пасториусом, Дж. Скофильдом и Э. Джонсом). Трубач Олег Степурко Заслуженный артист Рос­сии. Лауреат международ­ных джазовых фестивалей, доцент ИСИ 2011 Барабанщик Ваня Барабанщик Иван Ава­лиани. Играл с Г. Лукьяно­вым, с А. Козловым, с С. Манукяном, доцент РАМ им. Гнесиных, ведущий "Радио "Культура", председатель Московской ассоциации джазовых журналистов, джазовый критик Дмитрий Ухов.

С тех времён сохрани­лась любопытная фотогра­фия, на которой я исполняю соло «Неаполитанский танец» П. Чай­ковского в Кремлёвском те­атре. Спиной стоит, играю­щий на ба­рабане Николай Калинин (народный артист России), справа от него го­лова Толи Герасимова, а крайний справа – Адик Са­тановский. Адик был жутким хулиганом и однажды мы чуть из-за него не схлопотали по шее. А надо сказать, что Москва 50-х годов была жутко крими­нальная. Адик подрался с кем-то о из местных, а потом увидев, что его поджидают – вылез в окно и исчез. И, когда мы вышли после ре­петиции, нас обступила шпана, кото­рая держала в руках металлические предметы. К счастью нас они не тронули, искали Адика, но все же дос­талось басисту, который бла­горазумно подбежал к мили­ционеру у Швейцарского по­сольства, которое было по пути и там спасся. В то же время мне рассказали балетные девочки, что их встретила в проходном дворе шпана и избила, причём били специально по ногам. Я специально описал эти эпизоды, чтобы стало понятно - какая жуткая жизнь, полная злобы, зависти и ненависти была вокруг Ансамбля. Но для нас особенно было дорого то, что Ансамбль в то время то­тальной лжи, рав­нодушия чиновников, отношения государства к человеку, как к «винтику», отра­ботал и на по­мойку – был оазисом радости и творчества. Это была семья, в которой тебя любили и поддерживали и всегда тебе рады.

Мы видели как Локтев, проявлял чудеса сме­калки, чтобы помочь ребятам. Во время войны добился, чтобы голодных хористов кор­мили кефирной сывороткой и «пробил» им рабочие карточки. После войны он всегда на лето отправлял Ан­самбль отдыхать в лагеря, а в последние годы на море. Будучи депута­том, помогал в решении квартирных проблем. Сколько он людей устроил в институты, сколько сделал про­текций, да и просто помогал заниматься по трудным предметам. Но самое главное – Локтев чаще помогал своим вос­питанникам, когда они уже покинули Ансамбль. Казалось бы, для него они уже «отработанный материал» и от них не будет ни­какого толку. Скольких он устроил в музучилища, скольким «пробил» место для службы в армии в московских оркестрах, чтобы не услали в Тмутаракань, скольких он поддержал в трудные моменты жизни, скольких избавил от уныния.

И вот ответная реакция, – родилось целое движение «Локтевцы», это люди, которые встреча­ются в годовщину его смерти на Ваганьковском и для которых детские воспоминания – самые светлые, самые радостные страницы жизни. И имя этой радости - Локтев. Потом в жизни пошла рутина и череда обычных будней, а все лучшее осталось там, когда мы были причастны творчеству и радо­сти ус­пеха. Да, именно успеха, ибо наши выступления всегда принимались «на ура». Локтевцы загодя стали готовиться к юбилею. Собрали оргкомитет в который вошли народные артисты СССР Т. Синявская, проф. С. Гусев, проф. В. Чунин и другие достой­ные люди. Планировали большой ряд мероприятий в его годов­щину. Фестивали, циклы на TV, и в том числе джазовые джем-сейшены на темы Локтева. Но все мероприятия накрылись медным тазом из-за кризиса и равнодушия музыкальных чиновников.

И все же воспитанница Ансамбля Вера Алексеева провела хоровой фестиваль памяти В.С. Локтева, на котором наградили всех талантли­вых хормейстеров Москвы. Она же сделала роскошное издание – «Сборник песен и обра­боток Локтева», Олег Синицын организовал передачу на одном из кабель­ных TV. И Ансамбль не подкачал. Под­готовили программу к юбилею, издали памятный знак и книгу о Лок­теве. Низкий поклон Виктору Ермолаевичу Соболеву. А я написал и запи­сал с Катей Волошиной песню, причём, поскольку Локтев истинный джазмен, я счёл уместным в проигрыше сыграть джазовое соло.

Когда мы встречались у Локтева на Ваганьково, то было ощущение, какое бывает в особенно торжественные дни жизни. С одной стороны, - огромный, бесконечный день, вместивший столько прекрасных событий и праздник который подарил нам он, а с другой стороны, – время свер­нулось в магический свиток и промелькнуло мгновенно. Такое парадок­сальное время бывает лишь тогда, когда влюблен, а наша любовь к Локтеву вечна. В Царстве Небесном мы сыграем в Райском Ансамбле под руководством нашего любимого Локтева немало счастливых песен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру