Что он делает со своими актрисами — лучше и не знать. Но каждый раз он выжимает из них все возможное. Самоотверженность Кирстен Данст была оценена по достоинству. Говорят, что, вручив “ветку” актрисе опального режиссера, жюри показало свое несогласие с решением фестиваля объявить Триера персоной нон грата и вообще проявило незаурядную смелость. Хотелось бы в таком случае знать, что такое настоящая смелость. По нашему мнению, Кирстен Данст получила ровно то, что заслужила. Будь жюри действительно не согласно с высылкой некогда главного любимца Канн, у Триера уже была бы вторая “Золотая пальмовая ветвь”. В данном случае весь мир скорчился в кислой гримасе, не желая принимать слово “нацист” из уст режиссера, сделавшего провокации своим художественным методом. От того, что “нациста” Триера лишили каннских радостей, настоящего нацизма в мире меньше не станет. Что же дальше? Примет ли Триера в свои все более радикальные объятия фестиваль в Венеции, будет понятно примерно через год. И останется ли Каннский фестиваль прежним, заменит ли кто-нибудь здесь Триера с его неуместными шутками, провокациями, умением разделять публику напополам и превращать фестивальную арену в интереснейшее место на земле, мы узнаем тоже только в следующем году. Потому что политкорректность, как известно, первый шаг к кино скучному, правильному и далекому от всего того, что принято называть искусством. То есть к такому кино, которого быть не должно на главном киносмотре мира.
Между тем “Золотая пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля досталась самому долгожданному фильму программы, “Древу жизни” Терренса Малика, про которого говорят, что никто не знает, как он на самом деле выглядит. В Канны он не приехал, за него отдувались актеры, среди которых первый — Брэд Питт, сыгравший главную роль. “Древо жизни” — фильм-симфония обо всей жизни на земле от момента ее зарождения до Апокалипсиса.
Последние конкурсные дни, как и предполагалось, принесли сюрпризы. Лента “Однажды в Анатолии” Нури Бельге Джейлана, показанная под занавес, разделила Гран-при фестиваля с братьями Дарденн и их новым фильмом о поиске Бога “Мальчик с велосипедом”. Оба фильма были в фаворитах критики, и их награждение ничуть не удивляет. Режиссерский приз достался датчанину Николасу Уиндингу Рефну за историю об опасной жизни лос-анджелесского таксиста “Драйв”, снятую полностью в Америке и с американскими актерами. Шутят, что Рефн теперь заменит своего опального соотечественника Триера на каннских берегах. Удивительно другое — приз жюри фильму “Полисс”, снятому Майвенн Ле Беско. Именно после показа этой псевдодокументальной ленты о работе общества защиты детей заговорили о том, что каннские отборщики тщательно режиссируют раздачу главных призов. И вот — приз у фильма, который многие назвали черновиком телевизионного сериала, у актрисы Майвенн Ле Беско, ставшей режиссером. Как актрису мы ее знаем лучше, чем кто-либо еще: она играла Плаву Лагуну в “Пятом элементе”.
Актерский приз у Жана Дюжардена за игру в стилизации под американское кино 20-х годов “Артист”, поставленной Мишелем Хазанавичусом. Другому фавориту фестиваля — “Гавру” Аки Каурисмяки — достался приз критиков ФИПРЕССИ.
Итог каннской светской жизни 2011 года — 7 миллионов евро. Именно столько выручил благотворительный аукцион amfAR. Портрет Элизабет Тейлор, основательницы amfAR, сделанный Энди Уорхолом, ушел за 400 тысяч евро, урок тенниса и урок плавания от Альбера Монакского и его невесты Шарлин Витсток ушли за миллион евро. Вечернее платье Гвен Стефани стоило 90 тысяч евро, две фотосессии от Карла Лагерфельда — 360 тысяч евро. Среди прочих лотов — черно-белая фотография Мика Джаггера, уик-энд в Куршевеле и поездка на яхте. Ни столь ожидаемая Мадонна, ни Шэрон Стоун в Каннах так и не появились, но и без них было кому поедать гусиную печень, омаров и рыбу-меч на посуде от Versace. Запивали закуски шампанским Moet Мила Йовович, Синди Кроуфорд, Жан-Поль Готье, Бой Джордж, Гвен Стефани, которая гостит на яхте Абрамовича со всем семейством, Даша Жукова, Кортни Лав, Джанет Джексон и Мик Джаггер.