Решение бывшего участника Pink Floyd смахнуть пыль с представления, ставшего одним из главных символов мирового рока, с одной стороны, может показаться беспроигрышным шагом. Однако есть здесь и свои минусы. The Wall состоит только из песен одноименной пластинки Pink Floyd образца 1979 года. Альбом этот, мягко говоря, не нашпигован хитами и при этом так перегружен всякими сложносочиненными и сложнозвучащими музыкальными формами, что через них иногда не пробраться до самих песен. Кроме этого, мистер Уотерс наверняка отдавал себе отчет в том, что ему придется стоять на сцене в шинели, палить в зал из бутафорского автомата, позади него на экране будут маршировать молотки, а прямо перед ним летать огромная свинья, разукрашенная граффити. Когда тебе за 30 — это самое оно; когда за 60 — можно ненароком и застесняться.
Однако музыкант оказался не из стеснительных, а завидная физическая форма позволила ему отлично справиться с непростым сценическим действом. Сказать, что Уотерс бодрый старичок, — не совсем правильно. Это какой-то невероятный сгусток энергии. Артист чем-то напоминает Боно эпохи Zoo TV, то есть человека, который каждый вечер запросто сворачивает горы, а потом еще устраивает по этому поводу вечеринку. К этому стоит добавить, что на сцене ему помогают музыканты, уровень игры которых можно назвать возмутительно великолепным, и постановщики, которые устроили представлению 30-летней давности впечатляющий апгрейд.
В 80-х турне The Wall содержало в себе то, от чего люди впечатлительные запросто могли умом поехать. Строительство и разрушение стены, звук — как будто с другой планеты и лихой либеральный шабаш, без которого настоящего рок-концерта, как известно, не бывает. Спустя 30 лет в зале та же стена, в ее изломе — сцена. По ходу действа сооружение растет, и экран для видеопроекций становится все больше. Музыкантам при этом удается через эту стену проходить, а инструменты каким-то волшебным образом появляются там, где пару минут назад ничего не было. Еще предлагается короткий, но впечатляющий фейерверк, огромные надувные куклы, пролетающий над публикой самолет. Плюс видеоарт, который лучше назвать мультимедийной вакханалией.
Главный герой “Стены”, парень по имени Пинк, переживает раннюю смерть отца, не может найти общий язык с матерью и страдает от тиранов-учителей. Все это заставляет его отгородиться от общества, превратиться в диктатора, но потом все-таки разрушить возведенную им же стену. Удивительно, но за минувшие годы подобные моральные переживания, терзающие героя на фоне агрессии, которой переполнен мир, совсем не похожи на какое-то невнятное ретро. А с учетом того, что агрессии на планете становится с каждым годом все больше, представление, наполненное звуком сирен и воем бомбардировщиков, воспринимается как нечто совершенно документальное.
Музыкально The Wall сложно назвать действом, которое захватывает на первых же аккордах и не отпускает до конца. Однако от моментов, которые подаются как кульминационные, сердце начинает биться быстрее. In the Flesh, Another Brick in the Wall, Bring the Boys Back Home, Run Like Hell, The Trial можно считать настоящими гимнами, во славу музыкантов и художников. В переполненном зале наверняка было полно людей, которые думали, что им очень повезло оказаться здесь и сейчас, когда они смотрели, как Уотерс кладет последний кирпич в стену со словами “Goodbye Cruel World”, как это сооружение рушится за несколько секунд и, возможно, как из бомбовых люков самолетов сыплются серпы и молоты, кресты, полумесяцы, маген давиды, значки доллара и логотипы промышленных гигантов.
Весьма умиляло то, что поход на этот концерт для многих стал семейным мероприятием. Солидные отцы, видимо, решили, что таким образом обеспечат своим детишкам хотя бы начальное рок-образование.
Ходят упорные слухи, что эта постановка с бюджетом в 60 миллионов долларов будет последним концертным проектом Роджера Уотерса. В одном из интервью он отметил, что не относится к романтикам, способным гастролировать, пока они живут.