На первый раз – всего три дня, но местный театр полон: шутка ли – хабаровская премьера незабвенного альтового концерта Шнитке (посвященного Башмету), настолько эмоционально плотного в своей трагичности, что страшно наблюдать в очередной раз эту странную гипнотичность смычка, который не сходит с инструмента ни на секунду… Юрий Абрамович долго разыгрывается, в кулисах шепчутся – «сам губернатор в зале». Но власть подождет. Кстати – о, редкий случай! – это едва не первый губернатор, который остался и на второе отделение.
– Юрий Абрамович, как пришла мысль заехать так далеко? Ладно еще фестивали в Сочи, Ярославле, Минске… А тут – восемь с половиной часов лёту.
– Что ж, идею поддержала и местная филармония и губернатор. Только сегодня был у него: договорились, что фестиваль станет ежегодным, будет расширяться. Это важно. Город у вас чудесный, всё есть, но, надеюсь, и наши устремления дадут какие-то результаты… культуру никогда не помешает усилить, углубить, расширить. Во всех интервью теперь буду рассказывать даже не о том, как принимает публика, а о главной изумительной улице Муравьева-Амурского, просто уникальное явление!
…Это между концертами башметовских «Солистов Москвы» и местного Дальневосточного симфонического Юрия Абрамовича первым делом пригласили в Краевой музей (где чуть не на каждого посетителя по доктору наук – исследовательская работа поставлена очень широко) и на центральную улицу Муравьева-Амурского с застройкой в стиле «модерн» рубежа XIX-XX веков – буквально памятник архитектуры.
– Это не просто красиво, – продолжает Башмет, – это дает молодым людям ощущение самодостаточности, ощущение того, что они живут в славном, удивительном городе. А отсюда очень многое проистекает в плане воспитания и становления личности.
– Это верно, но как бы новая реформа образования не убила всё то лучшее, что есть…
– Об этом много сейчас говориться. Вот представьте японского или китайского мальчика. Он уже с 2 лет виртуозно кушает двумя палочками. Мы, приезжая в эти страны, тоже можем обходиться какое-то время без ложки и вилки, но также мастерски владеть палочками, как этот мальчик, не будем никогда.
То же касается и музыкального образования. Почему «советская школа» до сих пор непревзойденный знак качества? Потому что учить начинали с самого раннего возраста, это было престижно. И, слава богу, безопасно, в плане политики: звуки – не слова. Со временем всё стало портиться. И осталось еще лет пять, чтоб мы окончательно перестали лидировать в скрипичной школе.
– Это страшный прогноз.
– А что делать если будут утрачены навыки, прививаемые с детства? Перестанем быть хорошими «даже для Америки». Ведь когда приезжаешь в Штаты и играешь с местными оркестрами, удивляешься, как хорошо там звучат струнные группы. А что удивляться – почти все говорят по-русски, они как раз представители той самой советской школы. Так вот Америка еще на нас потом обидится. Что вы, я получаю очень много писем с разных уголков России – «попросите, чтоб не закрывали нашу музыкальную школу», ведь еще и закрывают! И нельзя, чтоб в расписании обычной школы был просто урок пения два раза – ну дети попоют-побалуются, какой смысл? Нужно чтобы оставалось именно профессиональное детское образование и мы все за него будем бороться!
Башмет уходит на последние репетиции с Дальневосточный оркестром – сегодня он за пультом на Пятой симфонии Бетховена. На вопрос – «как вам оркестр?», отвечает – «очень неплохо, могло быть и хуже, я даже удивлен». Можно удивляться и дальше, узнав про зарплаты оркестрантов в 15000, про недостаток жилья, гастрольной практики, классного концертного зала… Но с приходом Башмета всегда всё меняется в лучшую сторону, будем надеяться.
Соло Башмета в знаменитом альтовом концерте Шнитке на фоне Дальневосточного симфонического оркестра: