Практика в прекрасном в Музее современного искусства
Мир современного искусства до сих пор остается непонятым, вызывает недоумение у широкого круга зрителей. Выставка "Если бы я только знал!..Практическое пособие по современному искусству" задумана как интерактивный проект, призванный рассказать зрителям о новых формах и актуальных тенденциях в современном искусстве. Основу экспозиции составляют произведения из коллекции Московского музея современного искусства, но вместе с тем будут привлечены работы из других собраний. Большинство работ — это самые свежие образцы последних лет; некоторые ключевые понятия также проиллюстрированы экспонатами второй половины XX века из фондов музея.
Среди экспонатов — работы группы «Escape», Никиты Алексеева, Владислава Ефимова и Аристарха Чернышёва, Анны Жёлудь, Константина Звездочётова, Ирины Кориной, Олега Кулика, Влада Кулькова, Оксаны Мась, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Александровича Пригова, Ираиды Юсуповой, Александра Долгина, группы «Синие носы», Виктора Скерсиса, Ивана Чуйкова, Сергея Шеховцова, и других авторов.
Задача проекта заключается не только в том, чтобы доступно разъяснить те или иные вопросы, но и в том, чтобы создать условия для практического закрепления знаний, только что полученных посетителями. У каждого зала есть комната-дублёр — своего рода мастерская, где зритель может представить себя современным художником, познакомиться с материалами, распространёнными в искусстве сейчас, почувствовать пластические возможности этих материалов. Кстати, детям тоже будет интересно на этой выставке. В залах есть специально написанные для малышей пояснительные тексты, а в "мастерских" — материалы, из которых юным посетителям будет интересно и удобно создавать свои композиции.
Симметрия и гармония в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева
Что такое красота и в чем она заключается? Найти ее разгадку пытались многие, но никому она еще не открылась до конца. Ученые, однако, придумали, как красоту "измерить". Как оказалось, симметричность организма и его красота – понятия неотъемлемые. Но симметрия – это не только красота. Симметричность формы необходима рыбе, чтобы плыть, птице, чтобы летать. Так что симметрия в природе существует неспроста: она еще и полезна, или, иначе целесообразна. В природе красивое всегда целесообразно, а целесообразное – всегда красиво. Убедиться в этом Вы сможете на выставке "В поисках гармонии: игра по правилам и без", посвященной одному из самых таинственных свойств природы – её гармоничности и красоте.
На выставке можно познакомиться основными видами симметрии кристаллов и с симметрией в царствах органического мира: одноклеточных организмов, растений, грибов и животных. Экспозиция позволит увидеть, насколько гармоничность устройства позволяет решать жизненные проблемы, и как многообразны проявления симметрии.
Гармония в природе связана ещё и численными проявлениями симметрии. Примером тому может служить "золотое сечение". Знаменитый рисунок Леонардо да Винчи "витрувианский человек" переходит из книги в книгу и касается проблем гармонии в искусстве. Те же знаменитые пропорции можно найти и в природе, поэтому на выставке парит над головами посетителей бессмертный символ Леонардо.
Размышления о причинах красоты созданий природы продолжаются с античности до наших дней. Выставка не даёт однозначного ответа на этот вопрос: авторы только обозначают некоторые правила, по которым "играет" природа и не торопят посетителей с выводами, а предлагают им размышлять, отправившись на поиски гармонии в природе и в том числе в самих себе.
Фильм о времени и кино в "Гараже"
Центр современной культуры "Гараж" представляет "Часы" Кристиана Марклея - видеоклип, слепленный и кадров с изображением часов, позаимствованных из фильмов разных времен и народов. Это своего рода очередная попытка поиска утраченного времени.
Нью-йоркско-лондонский видеохудожник и композитор Марклей смонтировал 24-часовое видео из тысячи с лишним фрагментов кинофильмов, где фигурируют часы или упоминание о времени. Действие в фильме развивается в режиме реального времени, синхронизированного с местным часовым поясом. То есть при показе проекта в Москве время, которое можно видеть на экране при просмотре "Часов", соответствует текущему московскому времени. В общем, по фильму могут сверять часы.
Что удобно — включиться в просмотр фильма можно в любой момент. Правда, просмотреть 24-часовое видео целиком вряд ли кто сможет, зато всякий будет точно знать, на сколько лично у него хватило терпения.
Чеховская весна в доме-музее писателя
В доме-музее А.П. Чехова открыта по-настоящему весенняя выставка "Вишневый сад А.П. Чехову". И вишневый сад здесь - не столько название известнейшего произведения русской литературы, сколько обозначение самого волнующего времени года, весенней Москвы, которую видел и ощущал Антон Павлович.
Акварели московской художницы Елены Абаренковой - между прочим, правнучки В.А. Гиляровского - рассказывают о любви к старой Москве, весне и Чехову. Весной столица особенно красива, поэтому посетители увидят чеховскую Москву в это время года: Малая Никитская, домик-комод А.П. Чехова на Садовой-Кудринской, Малая Дмитровка...
Еще одной темой выставки стали, изображенные художницей герои чеховских повестей, появившиеся в театре и кино. Театр в первую очередь представлен балетом на музыку В. Гаврилина "Анюта", в котором так великолепно танцевала Е. Максимова. И, конечно же, присутствуют герои из экранизированных рассказов Чехова: "Медведь", "Человек в футляре", "Ведьма", "Дама с собачкой".