Кадровый кризис в Большом, разразившийся неделю назад, разрешился назначением нового худрука. Этот пост занял бывший премьер театра Сергей Филин. Контракт с ним подписали сроком на 5 лет. Назначению предшествовали драматические события и беспрецедентный в истории театра скандал, связанный с публикацией в интернете фотографий сексуального характера.
Срок контракта добровольно ушедшего в отставку предыдущего худрука Юрия Бурлаки истек ещё 31 декабря. На освобождающуюся должность претендовало несколько человек, и пока гендиректор Анатолий Иксанов решал судьбоносный вопрос, контракт Бурлаке продлили до 15 марта. По слухам предполагалось, что исполнять обязанности худрука до окончания сезона, а возможно и дальше, будет управляющий балетной труппой Большого на протяжении последних 8 лет Геннадий Янин. Что было логично, ведь Янин собственно и определял во многом реальную балетную политику театра.
Ситуация изменилась внезапно. Известно, что борьба за власть подчас приобретает уродливые и извращенные формы, что в очередной раз нам и продемонстрировали в Большом. Кто-то попытался скомпрометировать Янина выложенными в Интернете интимными фотографиями, разослав их на 3847 адресов в России и за рубежом, включая газеты и телевидение. Гнусная акция удалась – Янин написал заявление об отставке. Удивительно - труппа не только не возмутилась такому вопиющему вторжению в личную жизнь, но всячески приветствовала увольнение. Для нашего общества "облико морале" - главная ценность, хотя чрезмерная любвиобильность не мешала, например, Рудольфу Нурееву отлично руководить Парижской оперой. Правда, что такое интернет в те времена мало кто имел представление. С анонимной публикацией во всемирной паутине (ещё предстоит выяснить, не фотошоп ли это) в надежде затушить разразившийся скандал, скорее всего и связана такая спешка с назначением.
В возникшей критической ситуации место управляющего балетной труппой занял солист Большого театра Ян Годовский, а в качестве наиболее вероятного кандидата на вакантное место балетного худрука гендиректор Большого театра называл бывшего балетного директора Мариинки и нынешнего главу балета миланского Ла Скала Махарбека Вазиева. Контракт с Ла Скала до лета 2012 года не позволил последнему занять высокую должность. Теперь её неожиданно предложили Филину, так же связанному контрактом, на этот раз с театром московским.
Дело в том, что после завершения в Большом блистательной карьеры танцовщика три года назад Сергей Филин стал художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. При молодом руководителе в некогда заштатной труппе произошли большие изменения: в репертуар театра вошли балеты зарубежных хореографов (Джона Ноймайера, Начо Дуато, Иржи Килиана); контракт с труппой заключили первоклассные танцовщики (Семен Чудин, Евгения Образцова): с театром стали сотрудничать первостатейные звезды (этуаль Парижской Оперы Матье Ганьо). Правда, нововведения эти проводились в большей степени гендиректором Музыкального театра Владимиром Уриным, но Филин всячески способствовал проведению реформ.
Новому назначенцу досталось в Большом совсем непростое наследство. Напомним, что предыдущий худрук Юрий Бурлака возглавлял балет на протяжении последних двух лет (он занимал руководящую должность с 1 января 2009 года) и сменил на этом посту своего одноклассника Алексея Ратманского. Будучи руководителем, фактически проводил в жизнь навязанную ему политику, и так и не смог утвердиться как самостоятельная фигура. Парадоксально, но именно при этом консервативном начальнике в афишу театра вошли суперавангардистские постановки Анжелена Прельжокажа и Уильяма Форсайта. Крупнейший знаток и исследователь классики, из собственных проектов он сумел добавить в репертуар лишь удачно восстановленную им совместно с Василием Медведевым "Эсмеральду".
Однако проработавший в театре 20 лет Сергей Филин хорошо знаком с труппой и её проблемами. При новом руководстве существенных изменений политики Большого театра в области балета ожидать не стоит. Скорее всего, Филин сможет правильно сочетать в репертуаре театра классические традиции с необходимыми для развития балета новаторскими тенденциями, уже утвердившимися в Большом. Он не имеет амбиций хореографа. С Юрием Григоровичем, занимающем в театре и сейчас ключевые позиции, у Филина так же сложились прекрасные отношения. Новоиспеченный руководитель Большого балета успешно сотрудничал с мэтром, будучи худруком Музыкального театра, когда там осуществлялась постановка «Каменного цветка». Балеты бывшего властителя и диктатора Большого составляют основу нынешнего репертуара, являются брендом труппы на протяжении последних 50 лет и сохранение этого наследия – немаловажная задача театра на современном этапе. И это недавний премьер Большого также безусловно понимает очень хорошо. Остается надеется, что новому худруку достанет твердости последовательно проводить в жизнь собственный курс и навести в театре порядок.