Это одна из самых ранних моих фотографий, где я с мамой, Натальей Аринбасаровой. Октябрь 1966 года, Николина Гора, на переднем плане — “Волга” моего папы. Маме двадцать лет, а мне нет и года. Тогда было самое счастливое время. До тех пор пока не начинаешь понимать мир вокруг себя, он прекрасен и удивителен. Конечно, на этой фотографии меня привлекает не моя рожица, а мама. Какая же она красивая была тогда, просто поразительно! Она всегда привлекательна, но на этом снимке это особенно очевидно.
Советская армия научила меня курить, пить одеколон “Русский лес” не выдыхая и хорошо ездить верхом. Кавалерийский полк при “Мосфильме”, куда я попал, считался блатным, однако служба в нем была по-настоящему тяжелой. Работа с животными имеет свои особенности. Лошади, допустим, очень злопамятны. Один раз я ударил метелкой коня и спустя несколько недель очень серьезно получил от него в ответ.
Это уникальное фото 1926 года, сделанное неким нью-йоркским фотографом. На нем моя бабушка, Наталья Петровна Кончаловская. Здесь ей всего двадцать три года. В том возрасте в ее судьбе происходили драматические перипетии. Она сбежала в Америку с первым мужем, Алексеем Богдановым, советским разведчиком. Против него возражала ее семья. Так или иначе, они прожили в Штатах несколько лет, а потом разошлись. Потом ее бывшего супруга арестовали и расстреляли. И если бы они были женаты, неизвестно, как сложилась бы ее судьба. А так она вернулась в Россию и спустя некоторое время вышла замуж за Сергея Владимировича Михалкова.
В мае 2002 года моей дочке Маше еще не было и года, зато у нее уже вырос первый зуб. Это я ее фотографировал, и этот снимок мне почему-то очень дорог. Может, потому, что ее раннее детство — один из моих любимейших периодов в жизни. Машенька была абсолютно открытым существом с ничем не затуманенным сознанием.
Это мои женщины. Не все, конечно, а тот женский коллектив, в котором я каждодневно вращаюсь. Мои горячо любимые мама, Катя, моя сестра, и Люба, моя жена. По-моему, они на премьере “Затворника”. На фото для полного комплекта не хватает моей дочки и бабушек.
1985 год, Лондон, отец на съемках своего фильма “Дуэт для солистки” с Джули Эндрюс в главной роли. Когда я хочу быть серьезным, то пытаюсь копировать выражение лица, которое присутствует на этой фотографии у Андрея Сергеевича. Он сыграл в моей жизни огромную роль. Я имею в виду не биологическое отцовство, а именно влияние, которое он оказывал на меня в период с четырнадцати до двадцати пяти лет, — я очень прислушивался к его мнению. Благодаря ему я оказался в Англии, поступил в Кембриджский университет и окончил его. А потом я перестал следовать его советам. Отец считал, что я должен уехать в Америку, а я эту страну не люблю и всегда хотел жить в России. И он в какой-то момент очень обиделся на меня, поскольку верил, что я поступал в Кембридж, целенаправленно готовясь к карьере успешного продюсера. А мне показались более интересными бандитские разборки в Москве 90-х годов. И тем не менее Андрей Сергеевич в моей жизни — одна из самых главных фигур.
Веселый рабочий момент съемок рекламного ролика конфет, который меня попросили сделать. Шел 1998 год, начало кризиса. И я подумал: почему бы мне не занять самых маленьких Михалковых в этом клипе? На мне висят мои сестры Лена и Наташа Кончаловские и племянница Саша Михалкова, дочка Степана. Детей на съемочной площадке было гораздо больше, но эти три девочки — мои родные, что было особенно приятно.
Здесь я в образе нехорошего человека в своем первом “Антикиллере”. Мне пришлось сыграть киллера, который в конце фильма планировал убить Гошу Куценко. Поскольку дело шло к концу съемок и у меня не было актера на эту роль, я решил сам попробовать. Хоть артист я очень плохой, но помолчать и посверкать клыком у меня способностей хватало. Мне наложили на лицо грим с жуткими шрамами, и я не стал их отклеивать вечером. Вернулся в свой офис на “Мосфильме”, а там уборщица уже полы мыла. Подхожу к ней и говорю: “Ты чего здесь делаешь?” Она чуть не подскочила от страха: “Я убираюсь, просто убираюсь!” Так испугалась меня, что не узнала.
Это фотография из фильма “Побег”, который по некоторым параметрам я считаю своей лучшей работой. Он пятьдесят раз был продан на телевидение, и, что ни месяц, его показывают на каком-нибудь канале. Подобрался отличный актерский ансамбль: Женя Миронов, Алексей Серебряков, Вика Толстоганова и Любовь Толкалина. Сложность проекта заключалась в том, что фильм снимался практически без сценария — не успел сценарист написать его к началу съемок. И каждое утро мы все на час раньше начинали рабочий день и продумывали эпизоды. Вот сцена ссоры мужа с женой, которую мы на ходу сочиняем с артистами. Это, конечно, неправильно, непрофессионально, но в этом есть своя прелесть — абсолютная импровизация! Мне очень повезло с артистами, а Евгения Миронова я вообще считаю лучшим актером своего поколения.
Исторический снимок, сделанный года четыре назад. На нем мой дед, Маша и я. Представляете, Сергей Владимирович Михалков — прадед этой девочки. Какая связь времен! Мой дедушка умер в 2009 году, но я не чувствую его отсутствия. Иногда мне кажется, что он вот-вот позвонит мне. Я читаю его книги своей дочери и только сейчас осознаю, какой он был великий детский поэт. Уникальный! И вот, к сожалению, он ушел. Мы все по нему скучаем.