В Большой театр вернулись музы

Закончено восстановление росписи потолка зрительного зала

Уже этой осенью Большой театр вновь распахнет свои двери после пятилетней реставрации. Работы по реставрации идут полным ходом. На днях мастера завершили восстановление знаменитой росписи потолка зрительного зала “Аполлон и музы”, созданной еще в XIX веке. На это им потребовалось целых 9 месяцев. Параллельно реставраторы работают над внутренней отделкой зала, акустикой, освещением. Их конечная цель — вернуть Большому облик настоящего императорского театра, использовав при этом самые современные и совершенные технологии.

Закончено восстановление росписи потолка зрительного зала

...Ловко орудуя специальным ножом, реставратор-позолотчик Светлана Боброва отрезает крошечные кусочки от тончайшей золотой пластины. Толщина золота — меньше микрона, поэтому работа не просто ювелирная, а высокотехнологичная. Одно неверное движение — и драгоценный металл может порваться. А этого допускать никак нельзя! Как, впрочем, и отрезать больше, чем нужно, ведь тогда нахлест одной пластинки на другую может превысить максимально допустимые 1,5 миллиметра, что, согласно норме, уже квалифицируется как перерасход материала.

— У нас глазомер развит настолько, что ошибок быть не может, — говорит Светлана. — За 14 лет чего только не реставрировала: и Кремль, и посольство Норвегии, разные церкви... Но контроль здесь очень строгий — специальная комиссия проверяет каждый сантиметр. Поэтому хотя основная работа по золочению декоративных элементов лож уже закончена, мы проходим второй раз, закрываем все мелкие трещинки.

Сейчас в Большом трудятся 156 позолотчиков. Причем нужного количества специалистов такого класса в Москве не нашлось — пришлось призывать на помощь специалистов из Питера и Казани. Технология, по которой они работают, старинная, проверенная, называется “полиментное золочение”. А золото используется самое настоящее, высшей пробы. В советские же времена, когда на реставрацию театра отводилось не больше двух месяцев, думать о таких мелочах не приходилось. Поэтому вместо золота использовали медный порошок.

Вообще огрехи прошлых лет, которые сегодня приходится исправлять реставраторам, встречаются почти везде. Например, когда мастера приступили к восстановлению плафона “Аполлон и музы”, они были поражены небрежностью работы предшественников. Во многих местах трещины на холсте были просто заклеены папиросной бумагой, а фоновый холст вокруг муз был вырезан отдельно и заменен на новый, резко отличающийся от основного фона. Мастерам предстояло решить сложнейшую задачу: не просто вернуть полотну безупречный внешний вид, но и сохранить все особенности уникальной сценической акустики, которой так славится Большой театр. И по сей день здесь сохранены акустические панели из особого сорта ели, выполненные в XIX веке. Правда, сейчас они соседствуют с панелями производства XXI века. На каждую панель составлен отдельный паспорт на 20 страницах, а приемкой занимается специальная комиссия.

— Все работы мы согласовываем с акустиками, — говорит пресс-секретарь дирекции по строительству, реконструкции и реставрации ГАБТ Евгения Васильева. — Даже складки бархатной обивки сидений будут закладываться в соответствии с выкройками XIX века. Это тоже влияет на качество звука.

Осматривая зрительный зал с высоты четвертого яруса, слабо представляешь себе, что уже к осени вместо строительных лесов здесь появятся золоченые ложи, обитые красным бархатом, роскошные кресла, обновленная сцена. Но уже сейчас организаторы уверяют: это будет самый масштабный проект реставрации исторического театра в Европе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру