В отличие от другого рекордсмена по “оскаровским номинациям”, “Железной хватки” Коэнов, показанной на открытии Берлинале, где скупой, почти железный смех все время соседствовал со смертью, в “Короле…” смех носит скорее воспитательный характер. Именно с этим смехом зрители встречают первые выходы на публику героя Колина Ферта — будущего короля Георга VI, на которого неожиданно свалился английский престол, после того как старший братец от него отрекся. Жутко нервничая и откровенно заикаясь поначалу, Георг VI, опять же с помощью смеха над ним (а на первый взгляд и вовсе прямого издевательства) нестандартного логопеда в исполнении Джеффри Раша, сначала возвращает уверенность в себе, а потом и красноречие. Достаточное для того, чтобы сплотить нацию накануне Второй мировой войны. Колин Ферт даже признался после премьеры: “Эта роль заставила меня полюбить королевскую семью”.
Несколькими днями ранее там же, в Берлине, состоялась презентация нового режиссерского проекта Мадонны (именно на Берлинале три года назад показали ее дебют — фильм “Грязь и мудрость” с лидером группы “Гоголь Бордело” в главной роли). В нем речь пойдет как раз об истории старшего брата Георга VI, короле Эдуарде VIII, оставившем престол ради своей возлюбленной, простой американки Уоллис Симпсон.
— Кроме того, что это одна из самых сильных историй любви XX века, это еще и прекрасный пример того, что женщина вправе мечтать, потому что даже самые невозможные мечты могут сбыться, — рассказала Мадонна, которая во время просмотра, чтобы не загораживать экран, уселась прямо на пол. — Мы очень много трудились, так что, надеюсь, вас заинтересует эта картина не только именем режиссера.
Что касается русских в Берлине, то их пока принимают с переменным успехом. Отдельные благожелательные рецензии на картину “В субботу” Александра Миндадзе соседствуют с достаточно низким средним рейтингом критиков. Картина Александра Зельдовича “Мишень” — футуристический портрет России 2020 года, который самим режиссером и его соавтором, писателем Владимиром Сорокиным, позиционируется как современное прочтение “Анны Карениной”, удостоилась сравнений “с лучшими образцами российской фантастики в духе братьев Стругацких”, но собрала на пресс-конференции не больше двадцати журналистов.
Миндадзе и Зельдович попали в разные программы, но встретились на вечеринке, организованной в Берлине фестивалем “Кинотавр”. Сюда же зашли прошлогодние триумфаторы Берлинале — Алексей Попогребский и его актер Григорий Добрыгин. Последний тут же нашел общий язык с главной героиней фильма Миндадзе, Светланой Смирновой-Марцинкевич. На вечеринке был замечен еще один молодой режиссер, символизирующий подъем авторского кино в России. Илья Хржановский, который после радикального дебюта “4” (кстати, как и у Зельдовича, сделанного по сценарию Владимира Сорокина) на несколько лет заперся в Харькове, где на съемках сверхамбициозного фильма “Дау” о жизни легендарного физика Ландау по крупицам восстанавливает советский быт. В Берлин он прилетел, чтобы ненадолго отвлечься от изнурительных съемок собственной картины и посмотреть фильмы чужие. С этой же целью в немецкую столицу пожаловал и Федор Бондарчук. Правда, в отличие от своих коллег по российскому авторскому кинематографу Федор Сергеевич на вечеринке не появился: несколькими часами ранее вместе с супругой Светланой улетел обратно в Москву, перед этим пообещав первым поздравить съемочную группу фильма “В субботу”, если для этого представится подходящий повод.
Берлин—Москва