Хореографа Прельжокажа называют современным лидером новой волны французского авангарда, а балет, созданный 17 лет назад специально для труппы “Гранд-опера”, — самым классическим из его сочинений. Скандально известному балетмейстеру в те времена явно не давали покоя лавры Килиана, успевшего несколькими годами ранее обратиться к веку эротических фривольностей и прекрасных маркиз и создавшего на ту же музыку Моцарта свои шедевры. В своем же, посвященном версальскому парку, спектакле Прельжокаж решает сделать небольшой исторический экскурс: он закольцовывает в конце XX века историю французского балета: от самых истоков его развития до современности.
Метафора парка значима для французской хореографии. Стремление подчинить окружающий мир определенному, строгому порядку заставило балетмейстеров короля Людовика XIV проделать в балете то же, что удалось совершить его архитекторам и садовникам, создавшим чудо Версаля. Причудливо опоэтизированная в балете красота версальского парка, стриженые газоны и пирамидки деревьев обретают у Прельжокажа и его сценографа Тьерри Лепруста контуры футуристических конструкций. Зато костюмы (Эрве Пьер) — самые что ни на есть настоящие. Роскошные кринолины, шелка и шляпки придворных дам, камзолы, кружевные манжеты, расшитые жилеты и жабо кавалеров — произведения искусства, будто взятые напрокат из музея.
В основе балета лежит литература эпохи Просвещения (“Принцесса Клевская” Мадам де Лафайет, “Опасные связи” де Лакло, “Сюрпризы любви” Мариво), он поделен на три части и показывает, как в разное время суток в укромных уголках королевского парка кавалеры и дамы предаются галантным играм и любовному томлению. Начинается каждая из частей с появления аллегорических фигур — четырех садовников-купидонов, ухаживающих за парком и одновременно окучивающих “сад женской страсти”. Современно одетые молодые люди в очках мотоциклистов и кожаных фартуках призваны связывать далекий век французского флирта и самую жгучую современность. А заканчивается — любовно-эротическими дуэтами, в которых Карл Пакетт и Изабель Сьяравола тонко отражают чувства и психологическое состояние главных героев.
Утренние любовные ухаживания — прелюдия, когда кавалер добивается расположения дамы и ее сопротивление лишь разжигает его страсть. Затем полуденное томление прячущихся в тени деревьев любовников. Финал и кульминация — ночной дуэт всепоглощающей страсти, завершающийся самым долгим в истории балета, почти роденовским, поцелуем. Любовники намертво вцепляются друг в друга губами, и в таком положении, почти без помощи рук, герой кружит любимую в воздухе минуты полторы.
“Поцелуй” из ночного па-де-де — фирменный знак, прославивший хореографа далеко за пределами Франции. В хореографии “Парка”, оригинальной для начала 90-х и ставшей общим местом сейчас, самое ценное — искренняя поэтическая интонация. Именно она искупает все те несовершенства, которые сегодня бросаются в глаза в этом некогда актуальном, но за 17 лет актуальность эту порядком подрастерявшем балете.