В центре экспозиции выставки Ербола находятся табуретки с мятыми эмалированными тазами, которые похожи на горные вершины. Это – гора «Пик Коммунизма», которая тоже претерпела множество переименований. А на фото, датированном 1981-м годом, из серии «Семейный альбом», две миловидные азиатские девушки стоят на фоне памятника Ленину в городе Джамбул. А вот они же, но превратившиеся в солидных дам, в 2001-м году, на том же месте. Но город уже другой – Тараз.И страна другая – вместо стандартного монумента вождю мирового пролетариата – новый герой, воитель на коне, правнук Чингисхана, Байдибек Батыр. Как же хочется современным местным князьям хоть как-то почувствовать свое величие и прикоснуться к истории. Вот и в Казахстане по заказу Нурслутана Назарбаева снимается фильм «Потомок Чингисхана». Советский Союз перестал существовать, но идеи коммунизма продолжают давать художникам пищу для творчества. Сергей Иванов.
Пять мутаций Ленина или «Галлюцинация» постсоветского пространства
Казахский художник Ербол Мельдибеков, чья выставка открылась в галерее Гельмана, стремится показать абсурдность советского и постсоветского пространства
Смена памятников на одной из площадей Ташкента (столица Узбекистана) стала основной идеей выставки. Константиновский сквер в Ташкенте был заложен в 1882 году. За 129 лет 200 квадратных метров в центре Ташкента пережили десять разных памятников. Подобный абсурд вряд ли встречается где-либо еще. В Костроме, например, на берегу Волги стоит памятник Ленину на постаменте, воздвигнутом к 300-летию Дома Романовых.