Час расплаты

Новый фильм братьев Коэнов претендует на десять “Оскаров”, открывает Берлинский кинофестиваль и выходит в российский прокат

Новый фильм братьев Коэнов претендует на десять “Оскаров”, открывает Берлинский кинофестиваль и выходит в российский прокат

Итан и Джоэл Коэны – возможно, единственные голливудские режиссеры, которых одинаково высоко ценят и на родине, и в Европе: никому больше не удается так исправно чередовать номинации на “Оскар” с появлениями в конкурсной программе Канн. Новый фильм Коэнов “Железная хватка” стартовал в американском прокате в конце декабря и, заработав свыше 150 миллионов долларов, стал самой успешной картиной в 25-летней биографии режиссеров. Но эти итоги лишь промежуточные: 10 февраля показом “Железной хватки” откроется 61-й международный кинофестиваль в Берлине, а уже на следующий день, 11 февраля, фильм выйдет в широкий европейский – и российский – прокат.

Где-то между делом “Железная хватка” выбилась и в фавориты текущего призового сезона, получив 8 номинаций на премию BAFTA и 10 - на “Оскар”. Голосование американских киноакадемиков сейчас в самом разгаре, поэтому картина сохраняет шансы на признание во всех основных номинациях, включая “Лучший фильм” (продюсеры Скотт Рудин, Итан и Джоэл Коэны), “Лучшая режиссура” (Итан и Джоэл Коэны), “Лучший адаптированный сценарий” (Итан и Джоэл Коэны), “Лучшая мужская роль” (Джефф Бриджес) и “Лучшая женская роль второго плана” (Хейли Стайнфелд). 
Продюсерам “Железной хватки” удалось “надуть” Киноакадемию, но историю не обманешь: и в одноименном романе Чарльза Портиса 1968 года, и в очередном фильме братьев Коэнов рассказывается история Мэтти Росс, бесстрашной 14-летней девочки, решающей отомстить за смерть отца, поэтому роль Стайнфелд тут, безусловно, главная. “Это отчасти заслуга Джоэла и Итана, но сыграла Хейли великолепно, – рассыпается в похвалах ее более опытный партнер по съемочной площадке Мэтт Дэймон. – Коэны разговаривали с ней так же, как со мной или Джеффом, поскольку знали, что она это поймет и оценит. Между Мэтти, Когберном и ЛаБифом выстроились очень интересные отношения. Она взрослеет в ходе их поездки, ведь мир вокруг нее суров”.
 
“Забияка” Когберн – нанятый Мэтти безжалостный американский судебный пристав, находящийся в своеобразных отношениях с законом и в близких – со спиртным; его роль исполнил Джефф Бриджес, некогда украсивший галерею коэновских персонажей, возможно, самым колоритным из них – Джеффом “Чуваком” Лебовски из “Большого Лебовски”. ЛаБиф – отчаянно пытающийся произвести впечатление то на Мэтти, то на Когберна техасский рейнджер; для Мэтта Дэймона эта роль стала первым опытом сотрудничества с Коэнами. Ну а поездка их пролегает через индейскую резервацию, где, убив и ограбив отца Мэтти Росс, скрывается подлец Том Чейни (Джош Бролин, “Старикам тут не место”). 
“Железная хватка” – официальный дебют братьев Коэн в жанре вестерна, к которому они присматривались уже давно и небезуспешно (к стилистике вестерна многие относили и “Старикам тут не место” – фильм, награжденный четырьмя “Оскарами”, три из которых разделили Итан и Джоэл). Но это не значит, что картина обошлась без свойственных братьям черного юмора (которого, справедливости ради, хватает и в первоисточнике) или глубоких философских вопросов. Коэны вновь не обманули ожиданий, сняв красивый, умный, оригинальный, смешной и одухотворенный фильм, адресованный более или менее всем (впервые с 2003 года и романтической комедии “Невыносимая жестокость” фильм Коэнов получил в Америке “семейный” прокатный рейтинг PG-13).
 
Стоит напомнить, что роман Портиса уже был экранизирован, более того – король вестерна и кумир нации Джон Уэйн за роль Когберна в “Железной хватке” 1969 года был награжден своим единственным “Оскаром”. Любопытно, что похожая судьба – блестящая 40-летняя карьера, увенчанная долгожданным призом Киноакадемии за роль одноглазого обрюзгшего пьяницы-героя, - могла ожидать и Бриджеса, но Джеффу его “Оскар” вручили год назад, за фильм “Сумасшедшее сердце”. Так или иначе, Бриджес уверяет, что на образ, созданный Уэйном, он не ориентировался и даже не оглядывался, играя его “с листа” – романа Портиса и сценария Коэнов. 
Итан и Джоэл известны своей исключительной для кинематографистов самодостаточностью: большинство своих фильмов они не только снимают, но и продюсируют, и пишут, и даже монтируют (под псевдонимом Родерик Джейнс). Но и недооценивать их бессменную команду ни в коем случае не стоит, тем более, что многие из ее представителей – художник Джесс Гончор, оператор Роджер Дикинс, художник по костюмам Мэри Зофрис – удостоились по итогам работы над “Железной хваткой” персональных оскаровских номинаций (для Дикинса она уже девятая, и его коронацию 27 февраля поклонники фильма ждут с особым нетерпением).  
 
Но, что бы ни случилось в предпоследний день февраля в кинотеатре “Кодак”, свою главную победу Коэны уже одержали: блистательно освоив новый для себя жанр, доведя собственное владение киноязыком до какого-то совсем уж запредельного уровня, сняв четвертый – за четыре года! - гениальный фильм кряду - и явно не собираясь останавливаться на достигнутом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру