Кто я такой? Кто я, чтобы оценить талант ушедшего из земной жизни виртуоза Гэри Мура?
Я и относился-то к нему достаточно прохладно на протяжении многих лет: вроде блюз, а вроде — не совсем… Но кто сказал, каким он должен быть и должен ли вообще кому-то БЛЮЗ?
Никому и ничего искусство не должно. Оно может, если есть талант, а не вбуханное папиками в “сиськи” бабло, делать добро: кого-то заставить чувствовать или думать, кому-то не дать спиться или просто честно жить. Искусство, в том числе и человеческих отношений, — это как раз про него, Гэри Мура.
До 2008 года, хотя у меня было уже немало дружбанов среди грандов (дурацкое слово!) рок-н-ролла, мы с Гэри не встречались. И случилась в том году у меня работа над моим альбомом “IRONY” на Sphere Studios в Лондоне. Я как раз закончил основную часть записи и, соответственно, покидал большую студию №1, а “загружался” в нее Gary Moore. Мой продюсер Chris Kimsey (кстати, первым приславший SMS о страшном событии) нас и познакомил.
В этот же вечер мы с Gary и друзьями оказались в районе Челси в пабе, куда после победной игры сбежались фанаты соответствующего клуба. Настроение у всех было отличным. Потом мы проводили Gary до гостиницы, где выпили немного вина, поболтали и разошлись.
Дальше все было просто — на обед из студии мы большой компанией ходили в ближайший паб Castle. А за столом — музыкальная болтовня, всякие истории и т.д. и т.п. В какой-то момент я четко осознал, что в моей песне “Running” (по сути акустической) не хватает чертовщинки (там поется о том, что меня вроде как преследует дьявол) и добавить ее может не кто иной, как Gary!
Мы вернулись после обеда, он послушал трек и коротко сказал: “Если надо, то — завтра”. Прискакав часов в 12 следующего дня на студию, я застал Мура выходящим из нашего продакшн-рума со словами: “Заходи ко мне, я как раз свел новую песню — послушаешь свежим ухом!”
Я — к Крису. Смотрю на него вопрошающе, а он улыбается в ответ: “Три дубля!” Пошел я слушать сведенную композицию Gary — красота! А потом, отозвав, кидаюсь ему на шею, благодарю за соло и даю бумажку, чтобы написал номер счета.
Посмотрел он на меня добрыми смущенными глазами и ответил: “Ты ж мой друг, как я мог тебя подвести? Так что? Пойдем обедать, с тебя вино”.
Надо сказать, что вечер закончился русским синдромом нерасставания. Помню, я должен был в ночи отвезти цветы какой-то даме... но с Гэри мы потерялись. До Москвы.
Сначала я сходил к нему на концерт в “Крокус”, затем мы виделись на фестивале в Монтре, а потом, к нашей огромной чести, группа Crossroadz открывала его концерт в Кремле.
Концерт Гэри Мура, великого гитариста, большого и доброго ирландца с ранимым и тонким сердцем.
Надеюсь, Gary, у тебя с Джими Хендриксом джем-сешн уже в разгаре...
Сергей Воронов, лидер группы Crossroadz
Гэри Мур был поклонником изысканного вина
У артистов есть так называемый райдер, в котором описываются все требования по инструментам, оборудованию и прочие пожелания. В частности, в райдерах указываются требования/пожелания по напиткам и еде в гримерке.
В субботу утром, в день, когда Гари Мур выступал в Москве во время своих последних гастролей, меня разбудил звонок Александра Бережного, промоутера российского тура, с вопросом:
— Где купить сансер?
Сансер — это небольшой винодельческий аппеласьон (регион виноделия) Франции, расположенный на левом берегу Луары, знаменитый своими элегантными белыми винами из сорта совиньон блан. Ароматные и деликатные вина из этого региона популярны во Франции, но не очень известны в России.
Это не то вино, которое есть во всех винных магазинах. Я обзвонил дружественные винные бутики и договорился о скидках, а потом спросил Сашу, чего это ему с утра пораньше потребовался именно сансер, причем определенного года?
— Да это не мне, это у Гэри Мура в райдере, — ответил Саша.
Гари Мур заказал две бутылки сансера на саундчек и две бутылки белого вина из того же сорта винограда совиньон блан, но из региона Пюи Фюме, расположенного прямо напротив Сансера, на правом берегу Луары. Охлажденное Пюи Фюме должно было ожидать Гэри Мура в гримерке после концерта.
И то, и другое вино недешево. Причем Гэри Мур не только регион, винтаж (год урожая) в райдере указал, но и определенные винодельческие хозяйства. Вина 2002 года считаются самым удачным урожаем нового века, лучшим после 1997 года.
— Я встречался с самыми разными требованиями по напиткам в райдере, — сказал Александр Бережной. — Как правило, для рок-музыкантов это виски и пиво — у них непритязательные запросы. Нередко также заказывают вино или шампанское, но без указания винтажа и аппеласьона. Такого точного и изысканного пожелания, как у Гэри Мура, я не встречал больше ни разу, хотя успел поработать с довольно большим количеством западных исполнителей.
Эркин Тузмухамедов, эксперт по алкогольным и табачным традициям