Аббревиатура “НОС” расшифровывается в трех вариантах: новая словесность, новая социальность или новые смыслы. Сначала все члены жюри (критик, поэт Елена Фанайлова, историк культуры, критик Марк Липовецкий, писатель, журналист Кирилл Кобрин, политический обозреватель Владислав Толстов) выбрали из шорт-листа своих фаворитов. И получилось, по меткому выражению эксперта и критика Константина Мильчина, речка Истра против швейной машинки “Зингер”. Претендентами на победу стали двое — Владимир Сорокин и Павел Нерлер. Постмодернистская повесть и хроника жизни и тюрьмы великого русского поэта. “Метель” и “Слово и “Дело” Осипа Мандельштама. Книга доносов, допросов и обвинительных заключений”. Нерлер вместе с соавторами проделали огромную работу, любой образованный человек в России должен бы ее прочитать. А Сорокин… тоже проделал большую работу. Повесть получилась блестящей по стилистике, рисующей для России очень печальное будущее. Правда, иногда кажется: может, ее успех — в стилизации русской классики? И мы просто соскучились по Чехову, Тургеневу, Лермонтову? Но в “НОСу” не без интриги. Эксперты проголосовали за роман “t” Пелевина — “из спекулятивного интереса сравнить Пелевина и Сорокина”. Голос зрителей стал решающим. Эти самые массы отдали его не за Пелевина, а за Сорокина.
Что же все разговоры о Пелевине да о Сорокине? Что, других книжек уже нету? Есть, граждане. А что до наших знаменитых постмодернистов, то у обоих писателей есть, конечно, слой поклонников, весьма широкий. Но у всех прочих читателей их творчество прочно ассоциируется с тем, чем они прославились в конце 90-х: Сорокина — с матом и экскрементами, Пелевина — с грибами и прочей наркотой. И ничего тут не поделаешь.