“Боинг-737” из Одессы вылетел в Москву недогруженным — всего 30 пассажиров. Самыми известными можно считать вице-мэра Одессы Игоря Маркова, ректора Одесской духовной семинарии архимандрита Серафима Раковского и Яблонскую. Анна Григорьевна летела в Москву, чтобы получить престижную премию журнала “Искусство кино” за пьесу “Язычники”. В “Центральном” ее провожали супруг Артем и трехлетняя дочь Маша.
Анна Яблонская начала печататься, еще обучаясь в средней школе. Корреспондент “МК”, работая в первой половине 90-х в “Одесском вестнике” и независимой газете “Юг”, готовил к публикации ее материалы. Править что-либо в них необходимости не было. Этим Аня выгодно отличалась от прочей массы “суперталантливых” одесских детей, чьи мамы и папы с завидной настойчивостью штурмовали кабинеты редакций. Повзрослев, талантливый одесский ребенок (такой Анечка и останется в нашей памяти) написал множество пьес: “Бермудский квадрат”, “Видеокамера”, “Монодиалоги”, “Две.рь”… Театральный критик Павел Руднев отмечал, что Анна Яблонская — “одна из самых важных представительниц женской линии в новой российской драме”. В числе ее побед — лонг-лист премии “Дебют” в номинации “Литературная критика”, лонг-лист драматургического конкурса “Евразия-2005”, диплом конкурса “Свободный театр”… А начали Аню Яблонскую потихоньку узнавать с 2005-го благодаря международному драматургическому конкурсу, который тогда назывался “Премьера”, — его арт-директором была Светлана Кочерина.
— Она тогда показалась мне загадочной, отстраненной, — рассказала Кочерина “МК”, — а когда начали общаться — светлый, радостный человек. Ей как будто было странно, что ее любят в Москве, она казалась себе провинциалкой…
Впереди у “провинциалки” — премьеры в московских экспериментальных театрах. А тогда Аня — хрупкая девушка с длинными светлыми волосами и огромными “нездешними” глазами — получила второе место за удивительную пьесу “Монодиалоги”. Например, монодиалог человека, работа которого заключалась в потере времени. “Я терял его ежедневно с 9 до 18 часов шесть дней в неделю”. А потом он умер. “Вскрытие показало, что смерть произошла от внезапной остановки времени”. Могли ли мы, читая ее светлые и необычные тексты, знать, что разговоры о смерти, которыми мы все любим баловаться, — не пустые слова?
Чувство “остановки времени” было определяющим для Анны Яблонской как для художника слова. 21 декабря она написала в своем блоге: “Мне кажется, у меня осталось очень мало времени”. И глупый электронный тест, который предсказывает будущее на основе случайного выбора слов из дневника, сказал за Аню: “Давайте выпьем за то, чтобы уверить людей, что я “покаялся” перед смертью”.
А вот последнее стихотворение Анны Яблонской.
Дождь и другие явления химии и природы
Смотришь на эти вещи и думаешь, что все изменится
Надеешься, что дождь воздействует как перекись водорода —
Дождем заливаешь рану и ждешь, когда рана вспенится
Каких-нибудь знаков требуешь от дерева и небосвода
Считаешь количество кошек, исчезнувших в подворотне,
Крики кукушек и чаек, ждешь у моря погоды
Решаешь, что наверное — завтра, если уж не сегодня
Бухгалтерия погрязла в хаосе, грусти, противоречиях
Одни и те же приметы всегда означают разное
Закономерности иллюзорны. Дождь идет бесконечно.
Скоро какой-нибудь праздник. Праздники надо праздновать.
…Другие одесские VIP-пассажиры не пострадали.
Союз писателей Москвы и Театр.doc выражают соболезования родным погибшей.