В стране, где кинопремий больше, чем заслуживающих их фильмов, и не могло быть по-другому. Чуть ли не единственная интрига вечера — кому же достанется главный приз: “Краю”, который наши же киноакадемики отчаянно выдвинули на “Оскар” в этом году, или “Как я провел этим летом” (во время церемонии “этим” постоянно заменяли на “прошлым”, словно подчеркивая, как давно уже состоялся главный триумф этого фильма — победы в Берлине). Победил Попогребский, перед этим еще и получивший приз за лучший сценарий, а также — снова привет Берлину — награду за лучшую операторскую работу (Павел Костомаров). Режиссер, который в этот момент находился как раз в немецкой столице, где сейчас монтирует свой новый фильм, по громкой связи через телефон, конечно, выразил всяческую радость и благодарность. Но по большому счету реальных соперников у него в этом году не было.
Алексею Учителю оставалось довольствоваться призом за лучшую режиссуру (хотя режиссура в этой гонке паровозов выглядит как раз не самой сильной стороной фильма) и аж тремя наградами своим артистам. Аньорка Штрехель (лучшая женская роль — прямо акт дружбы народов), хрупкая немецкая девушка, которую так напугали величием российской кинопремии, что она едва улыбалась от волнения. Но не забывала признаваться в любви к Москве и сожалеть: “Уже в который раз приезжаю к вам и снова забыла взять фотоаппарат. А я так хотела показать родным, как здесь красиво!” Юлия Пересильд (лучшая женская роль второго плана), напротив, излучала здоровую радость и красоту. И, конечно, Владимир Машков (лучшая мужская роль), который новость о победе встретил в Америке, на площадке фильма “Миссия невыполнима-4”.
Эту дружную актерскую компанию разбил прекрасный Виктор Сухоруков (лучшая мужская роль второго плана), отмеченный за тонкий этюд в фильме “Овсянки”. Распределив оставшиеся награды в правильных пропорциях между двумя каналами (естественно, в большую сторону тому, кто показал якобы прямую трансляцию), жахнув салютом из золотых ленточек (о них потом гости спотыкались всю дорогу к выходу), компания из нескольких сот гостей направилась к банкету. Столы предлагали завидное разнообразие из тарталеток, лазаньи и морского языка, а еда в кои-то веки закончилась позже водки.
Марат Башаров, который перед банкетом зачем-то переоделся в кроссовки и спортивные штаны, стоял рядом с бывшей супругой Лизой, развод с которой не так давно громко обсуждался в СМИ. Алексей Учитель кому-то сосредоточенно рассказывал по телефону о результатах. Григорий Добрыгин, за самый стремительный взлет получивший приз от генерального спонсора премии, созвучный их рекламному слогану — “Будущее зависит от тебя”, шутил: мол, лучше бы дали деньгами. Со сцены Гриша объявил, что придумал сценарий небольшого фильма, но никто из режиссеров не поспешил к нему выяснить подробности. Зато Федор Бондарчук, как знаток моды и стиля, в очередной раз похвалил за внешний вид.
Самая удачная шутка вечера, прозвучавшая из уст Дмитрия Нагиева, предложившего на всякий случай передать привет Владимиру Путину: “На рояле он уже сыграл, может, теперь и кино снимет”, — прекрасно гармонировала с настроением духоты и скуки в павильонах “Мосфильма”. Премии премиями, но если настоящее нашего кино (в самых редких или бесспорных номинациях) хоть как-то еще находит свое отражение, то вот будущее от подавляющего числа гостей и номинантов “Золотого орла” уже совсем не зависит.