Серебренников дошел до “Околоноля”

В Москве появился спектакль не для детей до 16

Премьера, которая состоится сегодня в “Табакерке”, уже полгода будоражит театральную общественность. Всему причиной — никому не известный автор, которого впервые выводит на сцену известный режиссер Кирилл Серебренников. Может быть, с его легкой руки автор наконец сменит политическую карьеру на художественную. Впрочем, последняя в отличие от первой доходов не приносит.

В Москве появился спектакль не для детей до 16
фото: Илья Шагалов

Кто такой Натан Дубовицкий, автор романа “Околоноля”, для большинства не вопрос. Романчик о себе и смутном российском времени, недавнем и теперешнем, в журнале “Русский пионер” опубликовал, по мнению многих, политик Владислав Сурков, скрывшийся за псевдонимом Дубовицкий. Так это или нет, но Серебренников, который давно искал острый современный материал, сделал пьесу по роману и последние часы репетирует на Малой сцене МХТ им. Чехова: именно там табаковцы сыграют премьеру.

Режиссер любит все не как у людей; в данном случае — как принято в театре. По крайней мере, попадать в зал зрители будут не привычным маршрутом, а путаными коридорами, причем шагая по книгам. В том смысле, что дизайнерская мысль придумала пол из корешков книг: тут и Пушкин, и Лермонтов с Шекспиром, и классики марксизма-ленинизма. Такое архитектурное пространство, придуманное самим Серебренниковым и двумя молодыми архитекторами (Алексей Подкидышев и Игорь Чиркин), соответствует содержанию произведения Натана Дубовицкого. Его герой — писатель, состоятельный циник — пытается разобраться в себе и своем времени, доведшем его до самого “ноля”.

В точке “Околоноля” должно быть очень холодно. Температуру поддерживает лейтмотив из оперы Генри Перселла “Король Артур” — ария Гения холода, а музыку к спектаклю написал композитор Алексей Сысоев.

— Для меня это работа с современным материалом, с литературным текстом, который вызвал волну рефлексий в прессе, — говорит мне в коротком перерыве Кирилл Серебренников. — От этой постановки я получаю все возможные удовольствия.

— Какие? Можно уточнить?

— Работа с хорошими артистами и с хорошим материалом.

— Кирилл, ты написал пьесу по роману. От каких линий отказался, а что дописал?

— В спектакле невозможно повторить все сюжетные линии, как невозможно делать литературный театр. Но этот текст, безусловно, провоцирует фантазию.

— К своим спектаклям ты не впервые делаешь декорации и костюмы (“Киже”, “Мертвые души”). А что в этой работе ты делаешь впервые?

— Я впервые вынужден был реагировать на крики общественности, которая в один голос заявила, что “это нельзя ставить, нельзя делать”. Почему?..

— Так вот, о главном — Натане Дубовицком, то есть Владиславе Суркове, возбудившем массы своим литературным трудом…

— Я знаю только Дубовицкого.

— То есть ты хочешь сказать, что Владислав Сурков не будет на премьере собственного сочинения?

— Кто? Сурков? Да если бы он пришел, можно представить, что бы здесь было.

— Но если это не Сурков, а Натан Дубовицкий, то как выглядит этот Натан? Сколько ему лет?

— Средних лет. Выглядит как писатель.

— Надеюсь, хорошо одет?

— Нормально одет.

Актерская команда на “Ноле” подобралась действительно интересная. Роль главного героя Серебренников отдал замечательному актеру Анатолию Белому. По нескольку ролей сыграют Алексей Кравченко, Владимир Качан, Федор Лавров, Татьяна Владимирова, Игнат Акрачков, Екатерина Стеблина, Паулина Андреева. А вот роль маленькой дочери героя, описанной автором столь странно, что закрадываются подозрения в нелюбви его к детям как таковым, исполнит мужчина крепкого телосложения — Алексей Кравченко.
Судя по официальному объявлению, что на спектакль дети до 16 не допускаются, подростки будут рваться на него с особой силой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру