Сны не знают смерти

На фестивале NET не боятся старости

Известный латышский режиссер Алвис Херманис, молодой человек, не боится старости и смерти. Это он в очередной раз доказал, показав на фестивале NET спектакль “Поздние соседи”, поставленный для немецкого театра.

На фестивале NET не боятся старости
Сцена из спектакля.

тестовый баннер под заглавное изображение

Спектакль начинается весьма натуралистично: под одеялом на кровати в блеклом свете рассвета в Майами шевелится какая-то куча. Кряхтит, тяжело ворочается, всхрапывает.

— Спорим, сейчас еще и пукнет, — шепчу я своему приятелю-телевизионщику, ярому фанату Херманиса.

Тут же раздается неприличный звук. Публика пугается — может, ослышалась. Сомнения развеивает повторный звук через пару минут, и из-под одеяла выбирается грузный старик в застиранных трусах. На подагрических раскоряченных ногах он шаркает в кабинку с матовым стеклом, откуда доносится звук льющейся струи. По пути из туалета к кровати, проделанному стариком раза три, удается рассмотреть его поподробнее — плешь сплошь усыпана пигментными пятнами, точно гречей, узловатые колени, руки… Остатки седых волос торчат в разные стороны. На вид ему все 90.

“Старичка” Херманис нашел в “Каммершпиле Мюнхен”, и тот, как через 2,5 часа выяснится, совсем не старик — замечательный артист Андре Юнг, который воплощает героя рассказа нобелевского лауреата Исаака Башевиса Зингера. Рассказ про старость, одиночество препарирован с такими подробностями и глубоким изучением гендерных особенностей, что пугаешься: не маньяк ли он? Нисколько — профи, который натурализм использует для наивысшей художественной правды. И неважно, сколько времени на это у него уйдет, — первый акт, в основе которого лежит всего один рассказ, идет два часа.

Герой — богатый американец, еврей польского происхождения Гарри Бендинер, почти 90-летний человек, не живет, а доживает. Спит, с трудом сползает с постели, мучается частым мочеиспусканием после операции на простате, пьет молоко, следит по газетам за взлетами и падением акций на бирже и скупо вспоминает о жизни в третьем лице. “У Гарри Бендинера было три жены, они все умерли… Сны не знают смерти… Но он умел мечтать…” Изредка включает телевизор, где мышонок Джерри регулярно мочит котяру Тома.

И вдруг… Странную монотонность разрывает явление молодой особы с прической, похожей на пчелиный улей, — актриса Барбара Нюссе. Правда, ей все 80, но ведет она себя как настоящая блондинка: розовый костюмчик а-ля Коко Шанель, тоненькие ножки на каблуках, которые она все время поджимает, как будто хочет писать.

И “животного”, этого “жука”, не узнать. В нем просыпается мужчина, который спал много лет без надежды проснуться. Хотя все кончится плохо: старику принесут письмо, из которого он узнает, что его новая соседка в розовом выбросится с балкона. И финальная сцена вернет нас на старт — все та же смятая постель, под одеялом которой почти не ворочается куча. А во втором рассказе Зингера эти же артисты в течение часа предстают эмигрантами — только значительно моложе, но не более счастливыми, чем герои первого рассказа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру