— Александр Исаевич поручил эту работу мне. Он ее начинал, но это как отцу резать своего ребенка, — отметила Наталья Дмитриевна на презентации.
Солженицына рассказала, что изначально к ней поступали разные предложения по сокращению трехтомника. “Можно было просто собрать мозаику из судеб, и это было бы, наверное, интереснее для школьников. Но тогда бы потерялось понимание того, что это была система.
Поэтому я сохранила всю архитектуру произведения, все 64 главы, но каждую в той или иной степени сократила. Только три главы я урезала радикально”.
Работа над сокращением трехтомника заняла у Натальи Дмитриевны год. По ее словам, это не так долго.
— Приступила к работе я в августе 2009 года, а в декабре уже представила рукопись Минобрнауки.
Сразу же после окончания работы Наталья Дмитриевна отправила рукопись своим друзьям.
Именно они посоветовали вдове писателя присовокупить к тексту ознакомительный мини-словарь и пояснительные справки для школьников. “Друзья, мнению которых я очень доверяю, совершенно справедливо заметили, что многие современные школьники не знают, кто такие Киров, Каганович, Зиновьев. Прислушавшись к их словам, я составила памятку некоторых значимых имен, а также советских сокращений и выражений. Эта работа заняла у меня прилично времени, месяца два. Поэтому окончательный вариант книги был готов к печати только в мае 2010 года”.
Приказ о включении “Архипелага ГУЛАГ” в школьную программу был подписан еще в сентябре 2009 года. До этого же 11-классники в рамках уроков литературы знакомились лишь с двумя произведениями Солженицына: “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича”. В этом же году, скорее всего, во второй четверти, к ним присоединится еще и “Архипелаг ГУЛАГ”. “Я вчера говорила с Фурсенко, и мы договорились организовать для учителей, которые не знают, как преподавать “Архипелаг ГУЛАГ”, семинар. Кроме того, будет выпущено методическое пособие”.
При этом пока неясно, смогут ли дети взять сокращенный однотомник в школьной библиотеке или его нужно будет покупать. Наталья Дмитриевна так прокомментировала ситуацию: “В региональных министерствах образования имеются бюджетные деньги. Приказать закупать на все школы сокращенную версию книги им никто не может. Но могут усиленно порекомендовать. Поэтому, если будет добрая воля комплектующих чиновников, с книгой сможет познакомиться каждый ученик”. Руководитель Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко пояснила, что рекомендовать к закупке эту книгу регионам будут в добровольно-принудительном порядке: “Раз книга включена в школьную программу, дети должны ее изучать. А изучать без наличия текста невозможно”.
Правда, учитель школы №57 Сергей Волков все же выразил опасение по поводу судьбы “Архипелага ГУЛАГ” на уроках литературы: “Прекрасно, что эта книга вышла. Но не нужно обольщаться: школы сейчас находятся в состоянии несвободы. Еще летом учителей просят вносить в план, что они будут изучать аж в феврале месяце. Кстати, по плану одиннадцатиклассники смогут подойти к изучению “Архипелага ГУЛАГ” только в феврале. Но все знают: в последние месяцы перед окончанием учебного года выпускники литературой не занимаются. Все учителя готовят детей к ЕГЭ по русскому языку”.