— Монтаж выставки выглядит как большая кухня: сотня тазиков сложена стопками. Что это будет?
— Общая идея выставки — поиск Грааля. Для этих целей нужно пройти несколько этапов. Эти тазики так и будут стоять, закрывать собой все пространство лестничной клетки. Чтобы попасть в следующий зал, нужно будет что-то с ним сделать: вставить один в другой, например. Если зритель хочет увидеть все, то он должен поработать и пройти какие-то испытания.
— Выставка называется “Бессмертия”. А вы верите в загробную жизнь?
— Меня в большой степени интересует не то, что после смерти, а то, что было до жизни. Когда было много разных возможностей. Одной из этих возможностей было тело, а другой — разум. А после смерти можно быть бессмертным. Разными способами: оставшаяся после тебя мысль, кусок тела... Бессмертие — это что-то множественное.
— “В этом путешествии мне хочется представить свободу изобретения возможности жить и выживать”, — написали вы перед тем, как отправиться в Россию. Почему выживать?
— Знаете, в течение двух лет я был сильно болен: подцепил какую-то бактерию в тропиках. Все, кто был со мной в той поездке и тоже заболел, умерли. Не помню, как называется эта бактерия. Знаю, что было две эпидемии этой болезни — в 70-е годы и вот недавно. В 70-е один человек сумел прожить четыре месяца, а я — уже три года, и даже выздоровел. Долго не могли найти лекарство. В итоге я вылечился сам. Я думаю, меня вылечило искусство. Эти строки я написал год назад, когда много думал о выживании. Выжить после смерти разными способами: через какую-то мысль, через произведения. Именно так мы преодолеваем смерть и остаемся после нее.
— Вы создали фирму Unlimited Responsibility (“Общество с безграничной ответственностью”), цель которой — продажа произведений. Таких, как квадратный мячик или маска для плавания с зеркалом вместо стекла. Много таких произведений уже на счету UR?
— До того как создать свое предприятие, я работал с другими фирмами, от фабрики мыла до предприятия, которое делает помады. Вместе с ними создавал проекты. Через какое-то время решил открыть свое предприятие, которое бы занималось установлением отношений между миром искусства и бизнеса. За те 15 лет, что оно существует, сложно сказать, сколько было создано произведений. Может, 50 или 150.
— Это штучные произведения?
— Зависит от темы. Всегда по-разному. Идея UR — помогать художникам выпускать свои произведения, а предприятиям — делать внешнюю рекламу или что-то для внутренних нужд фирмы. В данной момент я создаю школу, которая будет посредником между художниками и корпорациями. Отборочная комиссия, которая будет рассматривать проекты, направленные на то, чтобы наладить связи между искусством и бизнесом. Затем для одобренного проекта будет подбираться компания и художник. И проект будет реализовываться.
— Вы не раз делали уличные арт-объекты, и вы уже не первый раз в Москве. Созрел ли какой-то уличный проект для России?
— Я уже ездил смотреть разные площадки в Москве. И остановился на Рижском вокзале и башне “Москва-Сити”. И там, и там у меня будут небольшие выставки экспериментального характера. Для меня важно, чтобы мое искусство становилось частью повседневной жизни.
— А что там будет выставлено?
— Это будут объекты, которые я сделал в Москве за последние три дня. Что именно — сюрприз! Но идея в том, чтобы дать другую жизнь вещам, которые могут показаться законченными... Дать жизнь смерти. Вуаля!
Стратегический партнер Мультимедиа Арт Музея, Москва — MasterCard.