— Да я вообще пришел в 11, — говорит Евгений Князев. Оно и понятно: ректору Щукинского училища до театра рукой подать.
— Можешь себе представить — я 50 лет работаю в театре? — спрашивает меня Людмила Максакова.
— Не представляю.
— Вот и я не представляю, — смеется актриса. Выглядит как всегда шикарно: слегка “подпалена” загаром с Лазурного Берега, строгий серый костюм.
Среди артистов мелькают морские военные кители — оказывается, не случайно: представитель судостроительной фирмы в высоких чинах представляет собравшимся макет танкера “Михаил Ульянов”, который теперь будет плавать на арктических шельфовых месторождениях. Литовец Римас Туминас, худрук театра, явно усвоил московский формат и начинает не как обычно — с философских рассуждений, а как положено: представления министерских работников, поздравления юбиляров, поминанием ушедших. Новый директор Вахтанговского Кирилл Крок (производит впечатление дельного человека) успокоил коллектив, который весь прошлый сезон лихорадило:
— У театра устойчивое финансовое положение. Мы сделали ремонт, заменили световое оборудование, перераспределили средства гранта.
Теперь, согласно новому порядку, денежные средства от госгранта будут распределяться не только за участие в спектакле, как это было прежде, а согласно решению художественного руководителя. Сам же худрук берет слово в конце и оглашает планы: пять постановок, первая случится уже завтра — “Мера за меру” Шекспира в постановке Юрия Бутусова. Ну а дальше за дело возьмутся серьезные мастера, не радикалы-революционеры — Владимир Иванов, Адольф Шапиро, Владимир Мирзоев. Последний приступает к репетициям пьесы Гамбровича “Ивона, принцесса Бургундская”, и, как сказал Туминас, у легендарной Турандот (“Принцесса Турандот” — марка театра. — М.Р.) теперь появится “сестра” — принцесса Ивона. Сам же Туминас будет ставить два спектакля — “Ветер шумит в тополях” и юбилейный спектакль с рабочим названием “Пристань”, сосредоточив свое внимание на старшем поколении театра — Этуше, Лановом, Максаковой, Яковлеве, Коноваловой. Кстати сказать, последняя в возрасте 93 лет производит ошеломляющее впечатление своим жизнелюбием и энергией.
Речь Туминаса носила геополитический характер, и он один из немногих, кто сегодня рассматривает театральный процесс в контексте европейской культуры и на ведущее место ставит гражданскую позицию актеров, которую просит не путать с просто постановкой актуальных пьес. К финалу спич приобрел окончательный философский характер: он призвал актеров в своей работе “пробиться к ангелам через восемь сфер земли”.