Роковой удар “Торнадо”

Запретят ли рок-фестивали после кровавой драмы в Миассе?

Фестиваль “Торнадо-2010” в захолустном уральском Миассе с его пятитысячной публикой проходил в формате мини-“Нашествия” — с ночевками на площадке, кучей молодых коллективов и звездным десантом хедлайнеров — “Люмен”, “Тараканы!”, “Калинов Мост”, “Ляпис Трубецкой”. Но из-за нелицеприятного происшествия, коим стала кровавая расправа над участниками при полном бездействии милиции, этот роковой “Торнадо” приобрел самую широкую известность. Нависнет ли теперь зловещая и фатальная тень над фестивалями будущего лета? Тем более милиция уже объявила, что виноваты все вокруг, кроме нее самой. “МК” разбирался в тенденциях, умонастроениях и возможных последствиях.
Запретят ли рок-фестивали после кровавой драмы в Миассе?

Парни с дубинами и пневматическими пистолетами большой толпой (цифра варьируется от 70 до 150 человек) построились колонной, пришли на фестиваль и напали на публику. “Калинов Мост” к тому моменту отпел, и музыканты шли в гостиницу. “Пройдя несколько сот метров, я услышал хлопки, как из пневморужья, и увидел вооруженную толпу по пояс раздетых мужиков, которые напугали охрану и ворвались на территорию фестиваля”, — рассказал фронтмен группы Дмитрий Ревякин.


Никого не убили, но вряд ли кто-то был рад своим травмам. Люди до сих пор не могут понять, за что или благодаря чему им так досталось. Многоголосица по этому поводу и в СМИ, и в блогосфере чрезвычайно громкая и разнообразная. Местные скинхеды, которых подозревали вначале, заявили о своей непричастности, среди них считается позорным бить женщин и детей, как это делали нападавшие. В Челябинске ходят слухи о политической подоплеке: мол, кто-то хотел подмочить репутацию местных властей. Либо наоборот — повысить рейтинг неких кандидатов на предстоящих выборах. Многие уверены — это была демонстрация силы. Но какой или чьей? Версия с обиженным шашлычником, за несколько часов собравшим такую банду, выглядит до смешного нелепо, но за прошедшие после фестиваля дни следствие успело ее закрепить как аксиому, не требующую доказательств. Если это так, то тем нелепее вся ситуация.

 

* * *


Теперь все заговорили о безопасности массовых мероприятий в целом, как после погоревшей “Хромой лошади” все говорили о клубах. Бывалые московские журналисты вспоминают, как в 1987-м, например, можно было поехать на фестиваль в Подольске, который неплохо охранялся. Поклонники рока замечательно себя там чувствовали. А вот дорогу до железнодорожной станции (куда отправлялась толпа “хиппарей”, чтобы добраться до Москвы на электричке) никто и не думал охранять. Стычки с гопниками, которые поджидали своих идейных врагов в полной боеготовности, были гарантированы. Вопрос “за что?” в тех случаях не ставился — и так все понятно. Вспоминается еще нашумевший скандал десятилетней давности на концерте Земфиры в Якутске, когда пытавшаяся прорваться на огороженное пустое поле публика устроила давку, покалечились 19 человек, погибли несколько милиционеров. На концерте The Rolling Stones в Алтамонте (США) в 1969-м также были учинены беспорядки и погиб один из поклонников группы. На датском фестивале Roskilde в 2000 году в давке у сцены погибли девять зрителей.


Покопавшись в истории рок-н-ролла, можно продолжить печальную хронику. Поход на рок-концерт всегда был действием слегка экстремальным. Здесь в порядке вещей получить кулаком в плечо от танцующего соседа или ботинком в голову во время популярного среди поклонников хэви-метала слэма. Стоя у ограждения перед сценой, нужно отдавать себе отчет, что в любой момент тебя в это ограждение могут вдавить другие жаждущие прорваться к кумиру поклонники.


Но аналогов случившемуся в Миассе организованному нападению на публику еще не было.


* * *


Как охраняются подобные опен-эйры и массовые концерты в Москве (и как они должны охраняться повсеместно), нам рассказали в пресс-службе столичного ГУВД. Согласно утвержденным нормам, в среднем выделяется по 150 человек личного состава на 3000 публики. Но число милиционеров увеличивается, если дело касается рок-концертов и молодежной аудитории, которая считается более непредсказуемой, чем взрослая публика, приходящая на эстрадных звезд вроде Киркорова или Бабкиной.


Задействуются все службы — и милиция общественной безопасности, и ГИБДД, и криминальная милиция, и внутренние войска, и ОМОН, и конные полки. На концертах заграничных звезд в общей связке работают еще и ФСБ с ФСО. Оказывается, помимо людей в форме, которых мы видим в изобилии, внутри фанатской толпы шныряют “искусствоведы в штатском”. Они должны вовремя замечать и пресекать возникающие конфликты и волнения. Вся эта охранная гвардия проходит перед мероприятием соответствующий инструктаж, а нередко и репетирует накануне. Цель этого “милицейского засилья” — обеспечить гражданам комфорт и подарить им ощущение спокойствия и безопасности. “Мы всегда выделяем сотрудников больше, чем положено. Они всегда начеку. Лучше так, чем считать потом пострадавших”, — сказали нам в пресс-службе ГУВД.


Еще не стерлись в памяти картинки с недавнего концерта U2 в Лужниках. Перед глазами так и встают тревожной картиной густым маслом милицейские колонны в серых плащах. В ожидании выхода на сцену любимой группы зрители на трибунах развлекались разглядыванием именно этих “парадных” колонн.


На моем билете было написано, что в зале запрещается курить, распивать спиртные напитки, аудиозапись, фото- и видеосъемка. Ни одного курящего зрителя, хотя дело было на открытом стадионе, я, впрочем, так и не увидела. Единственным, кто курил перед моими глазами, был человек в форме из оцепления.


Танцы в проходах между рядами официально запрещены не были. Но когда я, взвинченная эмоцией от прикосновения к высокому рок-искусству, решила подвигаться в такт музыке в проходе, то чуть не была сбита с ног человеком в форме. Его красное и грозное лицо искажала гримаса злобной ярости — оказалось, я немедленно должна была вернуться на место и не загораживать собой широченный проход, где и так было полно места для маневров. Подобные вещи не создают ощущения безопасности и спокойствия, и вряд ли кто-то из публики отважился бы обратиться к такому “стражу порядка” за помощью. О том, как подобные “человеконенавистнические” порядки разительно отличаются от методик проведения тех же концертов за границей, мы уже подробно говорили в “МК” в репортаже из “Лужников”. Но после событий в Миассе стало очевидным, что на рок-концертах милиция с их приказами “не танцевать, где не положено” и прочим третированием публики, мягко говоря, бесполезна, когда действительно “клюнет петух” и возникают реальные, а не мнимые угрозы и опасности.

 

* * *


На пресс-конференции во вторник заместитель начальника ГУВД Москвы, начальник милиции общественной безопасности Вячеслав Козлов, говоря о побоище в Миассе, утверждал: “У нас такие попытки в Москве также были, но мы своевременно их пресекали. Будем делать все, чтобы пресекать и в дальнейшем”. Уточнять, где и когда были “такие” попытки, чиновник, разумеется, не стал. Остается верить на слово. Либо не верить…


Организаторы фестиваля “Нашествие” гордятся охраной, которую им обеспечили властные структуры Тверской области. На 130 тысяч публики было выделено около 3 тысяч сотрудников милиции и МЧС.


— На форуме фестиваля посетители больше всего благодарили ОМОН и МЧС, — рассказал организатор “Нашествия” продюсер Дмитрий Гройсман. — Если власти разрешают проводить мероприятие, то они должны обеспечить безопасность. Случай на “Торнадо” говорит о неопытности охраны и об отсутствии у них элементарных средств связи! У нас все, что происходит, сообщается по рации. Там же милиционеры не могли даже предупредить друг друга о том, что на площадку идет вооруженная толпа. Они же находились не на необитаемом острове, могли и быстрее вызвать ОМОН. Получается, что с таким же успехом к ним на фестиваль могли войти, кинуть пару взрывпакетов и убежать. Очевидно, что “Торнадо” еще не раз вспомнят во время фестивального сезона будущего года. Возможно, последуют какие-то запреты или приказы об увеличении охраны. Надеюсь, нас это не затронет. У нас в смысле безопасности поучиться можно.


Можно, наверное, и поучиться. Но занимательный нюанс — порядок на бекстейдже (т.е. за сценой, где собираются все участники и артисты) организаторы “Нашествия” предпочли все-таки доверить не милиции (от греха, наверное, подальше?), а профессиональным секьюрити. Да и средства коммуникации (вроде раций и пр.) устроители обеспечивали за свой счет и по собственному желанию.

 

* * *


На волне посттравматического синдрома от “Торнадо” в околомузыкальной среде поползли слухи о том, что будущим летом начнут закрывать и без того немногочисленные региональные фестивали, где неизвестные молодые команды имели чуть ли не единственную возможность показать себя публике. Известный рок-популяризатор Александр Кушнир считает, что если и будут в фестивальной среде гонения и репрессии, то максимум на одно лето:


— Об этом все скоро забудут. Как с “Хромой лошадью”. К тому же, если даже и увеличить охрану на фестивалях в два раза, это не даст гарантии, что все пройдет хорошо. Были на моей памяти фестивали, где два милиционера стояли и лузгали семечки, — и ничего не случилось. Очевидно, что налет на “Торнадо” был совершен потому, что были затронуты чьи-то интересы. Организовать такую акцию — это огромная работа, и она, как мы видим, была проведена…


Впрочем, не стоит вовсе отказывать милиции в наличии доблести и профессионализма. Когда, к примеру, надо было заломить руки-ноги и заткнуть кляпом рот хоть и безоружному, но крайне опасному (опаснее любой толпы быдла с арматурой!) Noize MC, то с шашками наперевес и похвальной прыткостью смело сбежалась чуть ли не вся милиция Волгограда. Вязали парня споро, профессионально и с чувством собственной законной правоты. В Миассе милиция, правда, разбежалась, но и в кровавом “Торнадо”, как выясняется, она вовсе не виновата. Виноват шашлычник. В остальном, прекрасная маркиза, все хорошо! Система как жила, так и процветает, менять ее, похоже, никто не собирается, а устроителей рок-фестивалей, видимо, ждет закручивание гаек, всяческие санкции и усиление бдительности в стиле “стоять смирно, молчать, не танцевать, руки за спину!”…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру